Современные технологии преподавания вопросов культуры в курсе всеобщей истории
Глава 1. Теоретические основы использования современных технологий в изучении вопросов культуры в курсе всеобщей истории
1.2.Основы методики преподавания раздела истории культуры в средней школе
Современные требования к организации учебного процесса, требования стандартов, такие, чтобы обучающиеся могли не только самостоятельно получать новые знания, но и в дальнейшем применять их в решении новых задач. Главная задача учителя - организация условий, инициирующих действия учащихся в необходимом направлении, условий для самореализации ученика на уроке.
Содержание общего исторического образования представляют, как правило, с помощью внешних характеристик: объем учебных часов, хронологические и географические границы, тематические разделы, структура изложения и т.п. В этом случае успешно реализуются так называемые академические критерии, «отвечающие» за глубину, прочность и фундаментальность знаний, их соответствие уровню развития современной науки. Психолого-педагогические критерии, скорее, декларируются, чем реализуются в процессе подготовки и экспертизы учебно-методических комплексов. Выходом из этой ситуации могут быть новые дидактические параметры учебных предметов - содержательные линии.
Не найдя в современных педагогических словарях ни одного определения, предложим собственную интерпретацию нового понятия. Содержательная линия - это комплекс принципов отбора, конструирования и изучения содержания в соответствии с особенностями учебного предмета и составляющих его курсов. В то время как разделы, темы, блоки представляют учебное содержание в структурном и предметном аспектах, линии пронизывают все содержание, объединяют отдельные сюжеты и могут создавать своеобразный «ценностный каркас» всего образовательного проекта (учебного предмета, учебного курса, вариативного УМК и т.п.).
Из данного определения, во-первых, следует, что каждый учебный предмет, в силу специфики целей и задач его изучения в средней школе (национальной системы общего образования и др.), может быть сконструирован и сущностно охарактеризован на основе свойственных ему содержательных линий.
Во-вторых, содержательные линии не просто определяют учебный предмет, а выполняют важную функцию отбора и конструирования учебного содержания на этапах подготовки образовательных стандартов, учебных программ, вариативных школьных учебников, учебно-методических пособий, а далее - сценариев учебных занятий и т.п.
В-третьих, содержательные линии могут влиять на образовательный процесс, задавая разнообразные предметные и ценностные ракурсы вопросов и заданий, формы учебных занятий и виды самостоятельных работ учащихся, темы творческих проектов и социальных акций.
В свою очередь (четвертое положение) результаты общего образования, спроектированные с ориентацией на содержательные линии, не замыкаются на сугубо учебных достижениях школьников, а могут выйти на качественно новые: метапредметный и личностный, - уровни общего образования, привести к социальным и культурным эффектам познавательной деятельности.
Содержание базовых и профильных предметов составляет федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования.
Также важным компонентом в профильном обучении являются элективные курсы.
Элективные курсы - обязательные для изучения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.
Элективные курсы реализуются за счёт компонента учебного плана. В ряде случаев элективные курсы могут изучаться за счёт часов регионального (национально-регионального) компонента учебного плана.
Элективные курсы выполняют две основные функции:
первая - «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном стандартом уровне;
вторая - обеспечивать внутрипрофильную специализацию обучения и построение индивидуальных образовательных траекторий (программ) (например, курс «Основы предпринимательства», «Основы финансовой грамотности» в социально-экономическом профиле).
Элективные курсы в рамках профильного обучения позволяют решать следующие задачи:
1) развивать содержание базового курса (например, курса истории), в том случае, если изучение этого курса на профильном уровне не запланировано, но учащиеся хотели бы получить подготовку по этому предмету);
2) развивать содержание профильного курса в целях его углублённого изучения, что позволит учащимся осваивать исследовательские проекты, овладевать более полным спектром интеллектуальных умений и практических навыков;
3) удовлетворять познавательные интересы учащихся.
Очевидно, что принцип самостоятельной познавательной деятельности должен и может реализовываться, начиная с 5го класса с началом курса истории. Вместе с тем, с переходом к старшим классам для реализации указанного принципа открываются новые возможности, связанные с взрослением учащихся, развитием аналитических способностей и приобретением навыка учебно-познавательной деятельности. Также имеется положение о том, что работа ученика может быть полноценной и минимально трудоемкой только при постоянном использовании информационно-компьютерных технологий.
Оба этих принципа могут быть реализованы в форме урока с использованием метода обратной визуализации. Традиционно визуальный ряд используется для дополнения основного материала по определенной теме. Однако же визуальный ряд является важным самостоятельным источником информации и пренебрегать им нельзя. Особенно учитывая то, что в едином государственном экзамене по истории мы видим тенденцию к увеличению доли визуального ряда в перечне заданий. Смысл данного занятия состоит в том, чтобы отработать у учеников навыки самостоятельного поиска материала и умения оперировать деталями. Т.е. идет самостоятельное освоение материала от частного к общему.
Занятие построено следующим образом: учащимся заранее сообщается тема предстоящего урока, затем они делятся на группы, получающие технологические карты урока. В комплект заданий входят фотографии и другие графические изображения, относящиеся к теме занятия (карикатуры, плакаты, марки и т.д.) и затем учащиеся по деталям изображений должны восстановить общую картину исторического события. При этом ими активно используются гаджеты, имеющие доступ в интернет, что позволяет отработать и навыки использования в познавательной деятельности информационных технологий.
Культура современного урока истории заключается в том, чтобы реализация требований федерального стандарта не стала формальной, а деятельность школьников не оказалась сведенной лишь к внешним атрибутам структуры урока - обязательному формулированию темы и цели урока обучающимися и обязательному формулированию учителем проблемных вопросов и заданий.
Одним из главных критериев современного урока истории должна быть его диалогичность. Диалог-рассуждение, диалог-обоснование, диалог-дискуссия должны присутствовать на каждом этапе урока - и при изучении нового материала, и при его закреплении, и при повторении и проверке домашнего задания. Учитель должен уметь организовать диалог и при изучении фактического, и при освоении теоретического материала.
Наиболее продуктивный диалог на уроке истории возможен на основе проблемной технологии обучения. Ее внедрение должно начинаться не в старших классах, а с первых же уроков систематического курса истории в школе в пятом классе, поскольку активизация разнообразной и разносторонней деятельности младших подростков будет способствовать формированию у них устойчивого, целенаправленного интереса к истории, а стало быть, достижению более высоких познавательных результатов.
Особенно актуальна организация такого урока при изучении курса истории России, который начинается в шестом классе. Именно при изучении родной истории раскрывается не только развивающий, но и воспитательный потенциал учебного курса истории, а системнодеятельностный подход обеспечивает реализацию данного потенциала не только на содержательном, но и на деятельностном уровне.
Проблемный вопрос или проблемную задачу учитель может предложить учащимся в том случае, когда проблема возникает в процессе изучения актуальных, жизненно важных вопросов, ее решение таит в себе новизну, допускает различные трактовки и способы решения.
Поиск путей решения и само разрешение проблемы - это активная самостоятельная учебная деятельность обучающихся, в результате чего происходит «творческое овладение необходимыми знаниями, навыками, умениями, опытом, развитие способностей.
Таким образом, целевыми ориентирами проблемного обучения являются:
приобретение знаний, умений и навыков;
усвоение способов самостоятельной познавательной деятельности;
развитие познавательных и творческих способностей.
Среди метапредметных результатов обучения на уроке истории на первое место выходит поиск и обработка информации. Это работа с текстом, с историческим документом, работа с внетекстовым материалом - с исторической картой, картиной.
Работа с текстовой информацией может строиться на сопоставлении и оценке различных исторических источников, содержащих противоречивую, подчас противоположную трактовку одного и того же события. Подобная деятельность школьников особенно актуальна при изучении истории ХХ века.
Проблемное построение урока, при котором обучающиеся будут испытывать «интеллектуальное затруднение, на уроке истории способствует не только формированию у них различных компетенций и универсальных учебных действий, но и повышает воспитательный потенциал урока, поскольку анализ и оценка исторических событий и персоналий (исторических и политических деятелей) формирует взгляды, приоритеты, симпатии подростков, в целом способствует становлению мировоззрения молодежи.
На проблемно-познавательный уровень выходит и работа с наглядными средствами обучения - исторической картой и картиной, которые должны стать для обучающихся наряду с учебником относительно самостоятельным источником новых знаний.
В старших классах такая работа формирует прогностические умения, которые включены в перечень планируемых метапредметных результатов.
В конце работы должно быть обязательное подведение итогов - формулирование и обоснование собственных выводов по теме урока, оценка работы класса, групп и отдельных учащихся, а также самооценка обучающихся по схеме «знал - узнал - хочу узнать».
Уникальной особенностью учебного предмета «история» можно считать то, что обсуждение и характеристика исторических событий и персоналий почти всегда переводит, от позиции «знание» к позиции «понимание», т. е. представляет собой формирование взглядов, убеждений и в целом - мировоззрения молодого человека. Но это происходит только в том случае, когда изучение вопроса происходит в форме самостоятельной проектной работы.
Целенаправленное, продуманное сочетание разнообразных видов деятельности, согласно требованиям ФГОС, сделает урок истории эффективным и востребованным, интересным для обучающихся и в то же время значительно повысит его воспитательный потенциал.
Легко представить, с какими количеством событий, явлений и процессов, противоречивых версий и оценок, с какими масштабами перемен столкнутся школьники, изучая историю Россию и мира с древнейших времен до современности в рамках этой содержательной линии, скоординированной в историческом времени и пространстве! Аксиологические критерии, привлеченные для отбора и конструирования учебного содержания по линии «историческое движение», способны многократно преумножить перечень объектов познавательной деятельности учащихся. Составить его читатели могут самостоятельно, по аналогии с линиями «историческое время» и «историческое пространство».
«Человек в истории» - сквозная содержательная линия, пронизывающая собою историческое время, пространство и движение.
Вместе с тем даже самые общие представления об этих приоритетах дают широкий простор для разработки оригинальных учебных сюжетов, которыми можно охватить «героев» и «злодеев» истории, ее творцов и фальсификаторов, «больших» и «маленьких» людей, а главное - привлечь школьников к самостоятельным исследованиям и приобретению опыта творческого и эмоционально-ценностного отношения к прошлому и настоящему:
«новая социальная история» - описание и интерпретация внутреннего состояния общества, его отдельных групп и отношений между ними;
социальная история ментальности - реконструкция характерной для данной общности картины мира или совокупности образов, представлений, ценностей, которыми руководствовались в своем поведении члены той или иной социальной группы;
историческая антропология - синтез всей исторической действительности в фокусе человеческого сознания (в субъективной реальности);
«новая локальная история» - комплексное исследование той или иной локальной общности (деревни, приходы, малые города и т.п.) как развивающегося социального организма, создание ее полноценной коллективной биографии;
«новая культурная история» - изучение роли языка, текста, нарративных структур в создании и описании исторической реальности. Главная задача исследователя - показать, каким именно образом субъективные представления, мысли, способности, интенции индивидов действуют в пространстве возможностей, ограниченном объективными, созданными предшествовавшей культурной практикой коллективными структурами, испытывая на себе их постоянное воздействие;
«новая биографическая история» - анализ индивидуального сознания, опыта и деятельности в контексте проблемы самоидентификации личности, личного интереса, целеполагания, индивидуального рационального выбора и инициативы;
персональная история - реконструкция личной жизни и неповторимых судеб отдельных исторических индивидов, изучение формирования и развития их внутреннего мира, всех сохранившихся «следов» их деятельности рассматриваются одновременно и как главная цель исследования, и как адекватное средство познания того исторического социума, в котором они жили и творили, радовались и страдали, мыслили и действовали;
интеллектуальная история - исследование интеллектуальной деятельности и процессов в сфере гуманитарного, социального и естественнонаучного знания в их социокультурном контексте;
устная история - сбор и изучения свидетельских показаний рядовых участников исторического процесса, на памяти которых происходили события не только их личной жизни, но и большой истории.
Проблемное обучение - это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение школьников к активному участию в решении этих проблем. Под учебной проблемой понимают задачу', вопрос или задание, решение которых нельзя получить по готовому' образцу'. От ученика требуется проявление самостоятельности и оригинальности. Не репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, а выработка личной гражданской позиции через собственное открытие факта, события, его переосмысление возможны только при использовании метода проблемного обучения, который обеспечивает высокую мотивацию учащихся.
При проектировании урочной деятельности ставится задача развития у учащихся способностей самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Всё это можно обобщить одним умением - умением учиться.
Системно-деятельностный подход в образовании включает в себя ряд образовательных технологий, методов и приемов, которые дают возможность учителю творить и искать. Данный подход позволяет работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия. следовательно, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Возможна реатизация следующих технологий:
Разноуровневое обучение - возможность построить учебный процесс с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Исследовательские методы - позволяют учащимся самостоятельно изучить проблему, расширить кругозор, формируют мировоззрение.
Игровые технологии - развивают познавательную деятельность, формируют знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельной практической деятельности.
Технология проектной деятельности - развивает индивидуальные творческие способности учащихся.
На уроках истории используются следующие формы деятельности учащихся:
Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка:
'Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий:
Составление биографических справок-характеристик исторических личностей:
Работа с исторической картой;
Анализ исторических источников (документов);
Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата:
Рецензия на ответ;
Задания на образную реконструкцию исторических фактов: изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;
- Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих равные (противоположные) мнения и оценки.
Все эти формы деятельности позволяют учащимся систематизировать учебную информацию. ориентироваться в историко-географическом пространстве, сформировать навыки поисковой, аналитической работы. Кроме того, эта работа способствует формированию умений объективной самооценки и взаимооценки учебной деятельности.
Задача учителя - создать условия для саморазвития возможностей и творчества учащихся, вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс.
Применение деятельностного подхода на уроках истории и. позволяет достичь прописанных в стандартах второго поколения образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
анализировать свои действия:
самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия:
отличаться мобильностью:
быть способным к сотрудничеству;
обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально- экономическое процветание.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Условием самореализации учащихся на уроках истории являются основой успешной социализации их в обществе, готовность к межличностному и межкультурному сотрудничеству.
Читать 1.1 * На страницу работы * Читать 1.3
Телефон +7 (911) 923-22-98
E-mail: