Современные технологии преподавания вопросов культуры в курсе всеобщей истории
Глава 1. Теоретические основы использования современных технологий в изучении вопросов культуры в курсе всеобщей истории
1.1.Понятие технологий в преподавании в современной школе
Одним из важных направлений в системе образования в школе становится разработка и внедрение педагогических технологий, соответствующих требованиям времени. Выделим одно из многочисленных определений педагогической технологии.
Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
В современной школе педагогических технологий огромное количество, но среди них нужно выделить один класс, наиболее востребованный в современном мире. Речь идет о инновационных технологиях.
Под инновационной технологией понимается триединство современного содержания, современных методов и современной инфраструктуры обучения. Главная цель данной технологии - формирование и развитие компетенций, адекватных современному миру.
В настоящий время в школе применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и амбиций учреждения. Тем не менее, можно выделить и дать краткую характеристику для следующих инновационных технологий.
1. Личностно-ориентированные технологии.
Эти технологии ставятся в центр всей школьной образовательной системы. Личность ребенка в данной технологии является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.
2. Метод проектов.
Цель метода - развитие самообразовательной активности у обучающихся. Проект - организованная целенаправленная деятельность. Результатом проектной деятельности является новое знание.
Причины использования метода проектов:
- необходимость научить приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
- актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений;
- умение собирать информацию, факты, уметь анализировать их с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
3. Модульное обучение.
Суть модульного обучения - обучающиеся практически самостоятельно достигают конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Слово «модуль» (от лат. modulus - «мера») имеет различные значения в различных областях, но, в общем и целом, он означает единицу меры, величину или коэффициент.
Модульное обучение предполагает жесткое и четкое структурирование учебной информации, содержания обучения и организацию работы обучающихся с полными, логически завершенными учебными блоками (модулями).
4. Технология критического мышления.
Образовательная технология, направленная на развитие стиля мышления обучающихся, основными чертами которого являются критичность, открытость, гибкость.
Критическое мышление - открытое рефлексивное оценочное мышление.
Цель данной технологии - развитие интеллектуальных способностей обучающихся, формирование категориального аппарата мышления.
5. «Мозговой штурм».
Технология «Мозговой штурм» повышает творческую активность обучающихся на основе создания благоприятной, доверительной. «Мозговой штурм» представляет собой форму свободной дискуссии, которая помогает высвободить творческую энергию и, включив обучающихся в интерактивную коммуникацию и приобщить их к активному поиску решений поставленной проблемы.
Цель данной технологии - обеспечение процесса генерирования идей обучающимися, с последующим их критическим анализом и обсуждением.
6. Педагогическая мастерская.
Акцентирует внимание педагога на целостной личности человека, развитие интеллекта, развитие чувства ответственности, развитие духовности, развитие эмоциональных, эстетических, творческих задатков личности.
Цель - развитие познавательного интереса обучающихся. Развитие личности, получение целостной, смысловой картины мира и осознание ценности своего «я» в этом мире. Формирование компетенций - применение в практической деятельности знаний и умений.
7. Ситуационный анализ («кейсовая технология»).
Предполагает осмысление реальной ситуации, описание которой отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
Цель - формирует интерес и позитивную мотивацию обучающихся, обеспечивает их эмоциональную включенность в учебный процесс и эффективно способствует их профессионализации.
Использование в педагогической практике образовательных технологий стало неотъемлемой частью образовательного процесса. Важным вопросом в данном контексте выступает вопрос о способности учителя достаточно эффективно использовать уже имеющиеся инновационные технологии и самостоятельно их создавать.
Проблемой инновационных технологий занималось и продолжает заниматься большое число талантливых ученых и педагогов. Среди них В.И. Андреев, И.П. Подласый, профессор, доктор педагогоических наук К.К. Колин, доктор педагогических наук В.В Шапкин, В.Д. Симоненко, В.А Сластёнин и другие. Все они внесли неоценимый вклад в развитие инновационных процессов в России.
Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет. Наблюдается усовершенствование системы с новым содержанием, подходами, поведением и педагогическим менталитетом. С учетом глобальной перестройки каждый учитель должен уверенно ориентироваться в данном спектре современных новшеств. К ним относятся инновационные технологии, идеи, школы, направления.
В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении. Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе.
Опыт применения ИКТ в школах показал, что:
- информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;
- информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений «учитель-ученик» к наиболее объективным отношениям «ученик-компьютер-учитель», повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;
- информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.
Личностно-ориентированные технологии в преподавании предмета. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Ребенок в этой технологии не только субъект, а субъект приоритетный; он является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Данная технология характеризуется освоением учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.
Мониторинг интеллектуального развития. Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.
Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика являются неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуются в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др.
Дидактические технологии как условие развития учебного процесса могут реализовываться через уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и через новые. Это самостоятельная работа с помощью учебной книги, а также игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.
Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы предполагает научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций.
В настоящий момент требованиями ФГОС усиливается актуальность формирования исследовательских навыков: формирования у школьника эмоционально-ценностного отношения к познанию и познаваемому, развития у него способностей к самостоятельному поиску знаний, умений творчески подойти к решению проблем, созданию личностно значимых продуктов деятельности. Задача формирования исследовательской компетентности в настоящее время остро поставлена как перед педагогической наукой, так и перед практикой образования. В социологических, психологических, педагогических исследованиях заложены теоретические предпосылки для становления исследовательской компетентности учащихся в образовательном процессе.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность старшеклассника, а его умение решать проблемы, возникающие: в познании, объяснении явлений действительности; при освоении современной техники и технологии; во взаимоотношениях людей; в этических нормах оценки собственных поступков; в практической жизни при выполнении социальных ролей; в правовых нормах; в умении ориентироваться на рынке труда; при рефлексии собственных жизненных проблем; в самоорганизации себя, выборе стиля и образа жизни.
На страницу работы * Читать 1.2
Телефон +7 (911) 923-22-98
E-mail: