Современные технологии преподавания вопросов культуры в курсе всеобщей истории
Глава 1. Теоретические основы использования современных технологий в изучении вопросов культуры в курсе всеобщей истории
1.3.Новые информационные технологии в преподавании истории
Массовое распространение информационных технологий в образовании не всегда положительно влияет на саму суть образования и образовательного процесса, таково распространенное мнение преподавателей, которые не стремятся добавить в преподавательскую деятельность информационно-коммуникационные технологии в полном объеме. В современном образовании есть проблема дефицита автономии, проблема независимости и возможности развития по собственным принципам, правилам, установкам.
Проблематика сведения преподавания к традиционному возникает в результате отсутствия у преподавателя необходимых компетенций, которые бы позволили увидеть ширину, возможности, разнообразие, которое открывают инновации, а в нашем конкретном случае информационно-коммуникационные технологии.
Таким образом, образование, как консервативная среда относится негативно к новшествам, которые технологический, информационный прогресс так стремительно вносит в образование. Эта тенденция связана как раз с тем, что образование должно быть автономным, и должно развиваться независимо, по собственным принцам и правилам. Связана еще и с тем, что весомую часть современных педагогических коллективов составляют так называемые учителя «старой закалки», что само по себе не является чем-то негативным, ведь их опыт работы и глубина знания предмета бесценны. Но их приверженность к использованию традиционного в преподавательской деятельности и использование инновационного в самых минимальных видах уже нарушает конструкт комбинаторики. И как следствие данного явления институт образования становится чуждым институту общества, что в принципе не допустимо, ибо общество без института образования не может существовать адекватно.
Чего сможет достичь ученик в современном информационном обществе, если учитель на уроке не владеет умением и готовностью решать профессиональные задачи, используя распространенные в данной профессиональной области средства информационно-коммуникационных технологий? Для использования информационно-коммуникационных технологий на уроке требуется высокая квалификация преподавателей, их непрерывная переподготовка и профессиональный рост.
Чтобы реализовать данные требования, учителю истории и обществознания требуется:
- Знать и понимать процессы, которые происходят в образовании.
- Постоянно и оперативно обновлять свои профессионально-педагогические компетенции.
- Уметь быстро осваивать и использовать новые компьютерные и информационные технологии.
- Повышать свою информационную культуру и следить за компьютерной грамотностью.
- Уметь грамотно собирать, оценивать и модифицировать, а также грамотно использовать информацию, полученную из различных источников для совершенствования методики преподавания урока обществознания.
- Сотрудничать с другими участниками образовательного процесса.
- Обладать широкой эрудицией.
Решение данной проблемы не представляется чем-то не возможным, необходимо лишь предоставить преподавателям свободную возможность повышать свои компетентностные качества относительно инноваций, в нашем случае информационно-коммуникационных технологий.
Современный преподаватель должен не только обладать исчерпывающими знаниями в области информационно-коммуникационных технологий, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности. Уметь разумно комбинировать традиционное и инновационное таким образом, чтобы и то, и другое было представлено в исчерпывающем объеме, а в идеале одно гармонично дополняло другое. Тогда можно будет с уверенностью утверждать, что образование удовлетворяет запросам современного информационного общества.
В соответствии с требованиями ФГОС учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направлены на формирование и оценку умений, способности и готовности решать учебные задачи квалифицированным образом, используя средства информационно-коммуникационных технологий, обучающихся; требуют педагогически целесообразного использования информационно-коммуникационных технологий в целях повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций), а также собственно навыков использования информационно-коммуникационных технологий.
С широким освоением информационно-коммуникационных технологий и внедрения их в образовательную деятельность требования к профессиональному уровню педагога возрастают. Использование информационно-коммуникационной технологий в своей образовательной деятельности, для решения профессиональных задач. Культура использование информатизации, в виде информационно-коммуникационных технологий может формироваться только в том случае, если преподаватель обществознания понимает особенности протекающих процессов в информатизации образования в целом, и относительно предмета обществознания в частности. Компетентности, которые необходимы для использования самим преподавателем информационно-коммуникационных технологий могут формироваться только в случае активного самообучения преподавателя и понимании, комбинировании огромных возможностей, которые сегодня дает информатизация в образовании.
Использование информационно-коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности, как части информатизации образования должно быть не экспериментальными попытками, а закономерным процессом.
Таким образом, информатизация образования, развитие информационного общества, и информационно-коммуникационная компетентность преподавателя обществознания несомненно, тесно взаимосвязаны. С одной стороны, становление информационного общества влияет на проникновение процессов, связанных с информационными технологиями во все сферы образовательной деятельности, а с другой стороны информатизация образования формирует информационную культуру всех членов общества и существенно способствует процессу информатизации. С третьей стороны есть преподаватель, который должен умело использовать информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности. Эти три процесса настолько тесно переплетены друг с другом, что исключение из переплетения чего-то одного разрушает полностью все то, что было простроено до и развития не происходит.
Стремительное развитие информационных ресурсов, в нашем случае информационно-коммуникационных технологий, распространение и быстрое улучшение технической составляющей информатизации, распространение электронных средств образовательного назначения, интернет-средств и ресурсов вызывает беспокойство в педагогической среде. Для реализации и максимально результативного использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности преподавателя выявлено достаточное количество проблем. Основная, на наш взгляд - это отсутствие подобающей квалификации преподавателя, для того, чтобы результативно использовать информационно-коммуникационные технологии. Возникновение проблемы можно отнести к разряду отсутствия возможностей у образовательного учреждения своевременной замены старого технического оборудования на новое, и последующее переобучение преподавательского состава для работы с этим оборудованием. С появлением нового оборудования на самом деле появляется и изменения в традиционных методиках обучения, вносятся корректировки в педагогические практики, и ведется поиск новых моделей в образовании.
От формирования системно-деятельностного подхода зависит и исследовательская деятельность учащихся. Нельзя заниматься
исследованием каких-либо тем в обществознании, не участвуя в исследовании активно, без включения в образовательную деятельность данные компетентности не будут развиты. Их развитию как раз способствует использование информационно-коммуникационных технологий и традиционных методов обучения в комбинации на уроках обществознания.
Можно выделить проблемы внедрения информационно¬
коммуникационных технологий в школу:
1.Недостаточная техническая оснащенность образовательных
учреждений.
2.Отсутствие знаний в области информационно-коммуникационных технологий.
3.Отсутствие проработанных методик использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
4.Недостаточная компетентность педагогов в области информационно-коммуникационных технологий.
5.Сервисы и приложения, которые можно использовать учителю в своей работе, англоязычны и не имеют русскоязычного интерфейса.
Проблем внедрения информационно-коммуникационных технологий больше, чем указано, но мы выбрали наиболее важные. Система образования пытается решить данные проблемы путем создания для учителей курсов повышения квалификации в области информационно-коммуникационных технологий.
Таким образом, информатизация общества является основой информатизации образования. Сегодня уже невозможно выделить сферу, где информатизация не коснулась хотя бы частично, а многие сферы полностью перешли в глобальную сеть интернет. Если общество активно начинает использовать современные информационно-коммуникационные технологии во всех сферах жизни, необходимо чтобы и образование отвечало запросам общества. Современное общество не может существовать без образования, и наоборот. Современное образование ставит перед школой новые цели и задачи, которые непосредственно связаны с использованием информационно-коммуникационных технологий, и не смотря на проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий их необходимо использовать в образовании, в школе.
Подробнее об использовании информационно-коммуникационных технологий в обществознании рассмотрим далее.
Доступ к разнообразным информационным и программно-техническим ресурсам, к большой массивно-разнообразной информации обществоведческого, психолого-педагогического и организационно-методического содержания открыл перед учителем обществознания возможности, которые не так давно нельзя было даже представить.
Изменились и требования к содержанию школьного обществоведческого образования, которое призвано обеспечить развитие у учащихся творческого потенциала, овладение ими методологией научного познания, лежащим в основе понимания мира как единого целого. Развитие научного мировоззрения, наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, памяти, стремления к самообразованию и применению знаний по обществознанию на практике.
Исследовательская компетентность в общем смысле - это характеристика личности, означающая владение умениями и способами исследовательской деятельности на уровне технологии в целях поиска знаний для решения определенных задач. Содержанием исследовательской компетентности является эффективность отбора и осуществления способов исследовательской деятельности (опытная работа, обобщение опыта, эксперимент, мониторинг, экспертиза, маркетинг и др.). Формирование исследовательской компетентности старшеклассников предполагает развитие трех ее составляющих: личности, характеристик деятельности, межличностных коммуникаций в деятельности. Однако, старшеклассника нельзя обучить исследовательской компетентности, компетентным он может стать лишь сам, самостоятельно найдя и апробировав различные модели поведения в конкретной предметной области, отобрав из них те, которые в наибольшей степени соответствуют его индивидуальному стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ценностям. Исследовательская компетентность выступает как сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта, ее нельзя сформировать, дав обучающемуся исследовательское задание. Он должен пройти через последовательность ситуаций, близких к реальности и требующих от него все более компетентных действий, оценок, рефлексии приобретаемого опыта.
Изучение специальных курсов по истории культуры будет эффективным, если соблюдаются следующие условия:
учителем проводится анкетирование, организуется самостоятельная работа (на трех уровнях познавательной самостоятельности) учащихся перед изучением специального курса с целью определения мотивации старшеклассников и уровня их подготовленности;
тематика и содержание предлагаемого специального курса по истории культуры интересна и актуальна для учащихся, что позволяет в значительной степени повысить познавательную активность, самостоятельность обучающихся, удовлетворить их образовательные потребности;
в процессе преподавания специального курса по истории культуры учителем используются различные типы и формы учебных занятий, привлекается дополнительная научная, научно-популярная, учебно-методическая литература, различные исторические источники, современные технические средства обучения и т. д.;
при изучении специального курса по истории культуры ученикам предлагаются различные познавательные и творческие задания.
Читать 1.2 * На страницу работы
Телефон +7 (911) 923-22-98
E-mail: