Главная » Статьи » Новые авторские

Вымышленные миры как полигон технологий переписывания истории (на материале диснеевского «единого канона» «Звёздных войн»)

© Денис Паничкин

 

Историю о принцессе, плохом парне и мальчике с фермы я узнал впервые в 1993 году. Но куда больше обратил внимание на «Звёздные войны» при появлении трилогии-предыстории. И совсем не могу принять в качестве «Канона» то, что подаёт «Дисней».

Больше я понял, когда узнал о существовании в 2018 году диснеевских проектов «От истоков». Тогда их было два – «… - к «Пробуждению Силы» и «… к «Последним Джедаям», а через год, конечно, добавился и третий – «… к «Скайуокер: восход».

Поскольку эти проекты означают не только официальные новеллизации новых эпизодов, но и создание «промежуточных» книг, комиксов, игр, а также переработку всего по уже снятым ранее шести фильмам, то я понял, что все эти проекты – глобальное переписывание истории целого мира, пусть и вымышленного. Как раз тогда при работе над каким-то рефератом по социологии я «переснял» для себя цитату, источник которой не припомню:

 

Известное «переписывание» истории, названное А. Медушевским «узурпацией времени», меняет историческую память, влияет на идентификацию ныне живущих людей. Особую роль выполняют ритуалы меморизации, посредством которых осуществляются переоценка значения и перекодирование смыслов различных исторических событий. Ритуалы и обычаи не только представляют коллективную память, но и задают перспективу - представления о будущем, отношение к новому.

 

Новый «канон» извратил не только отдельных персонажей. Вспомним, что повстанцы в оригинальной трилогии: 

 

Объявив себя противниками Нового порядка, они начали великое сражение за восстановление старой Республики.

С самого начала они уступали в численности системам, находившимся в страхе перед Императором. В первые черные дни, казалось, не вызывало сомнений то, что яркое пламя восстания затухнет до того, как оно сможет пролить свет новой правды на Галактику угнетенных и покоренных народов.

 

В предыстории, снятой позже, показан значительный нигилизм жителей «другой Галактики в другое время». Им подчас безразлично, поскольку в основном идёт война роботов, неважно, металлических, как дроиды Торговой Федерации, или биологических, поскольку клоны наёмного убийцы Джанго Фетта – те же запрограммированные роботы. Единственным исключением как разумная форма жизни представлены вуки, которые непосредственно и массово приняли участие в войне, защищая свою планету от дроидов.

Поведение жителей «другой Галактики» можно видеть и во вступлении к новеллизации М. Стовера:

 

Многие ударяются в слезы, многие протягивают руки к женам или мужьям, родне по выводку или родственной триаде, к отпрыскам всех видов от детей и кутят до личинок.

   Но вот что странно: лишь немногим из младших требуется утешение. Наоборот, это дети утешают родителей. По всей Республике — словами или феромонами, магнитными импульсами, переплетенными щупальцами или телепатически, - но послания везде одинаковы: Не тревожьтесь. Все будет в порядке. Энакин и Оби-Ван явятся в нужное мгновение!

   Они произносят имена так, словно знают, что герои сотворят чудо. Энакин и Оби-Ван. Кеноби и Скайуокер. С самого начала Войны клонов сочетание «Кеноби и Скайуокер» сплавилось в единое слово. Они повсюду. Голографическая сеть показывает репортажи об их операциях против Сепаратистов и представляет их самыми знаменитыми джедаями в Галактике.

   Юное поколение по всем звездным системам знает их имена, знает о них все, изучает их подвиги, как будто они - герои спорта, а не воины. Даже взрослые подвержены мифу. После особо глупой детской выходки родители стали интересоваться у своих отпрысков: «Ну, и кто ты у нас сегодня, Кеноби или Скайуокер?».

 

Но если такой политический нигилизм и «продажа войны» могут стать объяснением одной из причин восхода Империи, то такого объяснения диснеевский «канон» не даёт. Всё завоёванное повстанцы отдают куда быстрее и мирным путём, и не только уже Хан и Люк через тридцать лет после Эндора предпочитают делать вид, что ничего не замечают, так ведут себя народы целых планет, характерный пример – «Сопротивление: перезагрузка».

При этом сами фильмы «Диснея» и их официальные новеллизации не согласованы даже между собой, особенно последний. Целый сонм богов на машинах, целая капелла роялей в кустах, целый арсенал нестреляющих ружей (одним из них оказался чувствительный к Силе мальчик-уборщик из «Последних Джедаев»), а те, что выстрелили, как выясняется, холостыми зарядами (Рыцари Рен).

Особенно досталось при этих переписываниях Сноуку (настоящему, не рефератному). Сначала мы узнаём, что у него во времена предварительной трилогии были ученики. Причём до того, как при съёмках девятого эпизода Джа Джа Абрамс сменил Треворроу, особых раскрытий не планировалось, кто или что он был – неизвестно, Сноук – и всё (как и Голлум, кстати, тоже сыгранный Э. Сёркисом).  Из новеллизации Дж.Фрая известно немного больше: Сноук «примазался» к Империи, был клевретом для самых грязных дел (которые Император мог поручать не каждому, даже и чувствительному к Силе, например, Дарт Вейдер для этого не годился, этот – жестокость, но не подлость). Материальная база Первого Ордена возникла на основе находящихся в Неизведанных регионах стратегических запасов Империи, созданных на случай неожиданного поражения. Сноук имел к этим запасам доступ, а к власти пришёл только потому, что оказался в нужное время и в нужном месте.

Ещё известно, что до того, как стать Верховным Лидером, Сноук пересекался с Люком Скайуокером. Собственно, Люк сам вышел на контакт со Сноуком, чтобы расширить своё понимание о Силе (и здесь я для себя провожу аналогию, так как мне довелось общаться со своим «Сноуком»).

И вдруг зритель узнаёт, что Сноук был создан искусственно приверженцами Палпатина, чтобы совратить на Тёмную Сторону Бена Соло. При этом сам Палпатин, показанный в девятом эпизоде, тоже не оригинальный, это его второй, более удачный клон (первый, неудачный, вышел из-под контроля и стал отцом Рей, условно он назван сыном Палпатина, в том смысле, как это понятие применимо и к Феттам).

Кстати, и про Сноука, и про клонирование подано на «отвали» (пропустил момент – ничего не понял, да и не пропустил – понял немного). По крайней мере, для создания клона нужен оригинал, и возможно, разумная форма жизни, к которой принадлежал Сноук, где-то и существовала.

Тем более, в новеллизации восьмого эпизода, вышедшей до съёмок девятого, сообщается, что Сноук подумывал избавиться от Кайло Рена. Да, Сноук признавал огромный потенциал ученика и считал, что из того может вырасти великий мастер, но только если Кайло справится со своими недостатками и обретёт стабильность. Но Сноук не был готов ждать и после победы над Сопротивлением собирался ещё раз поразмыслить, стоит ли оставлять Кайло Рену жизнь.

Фоновое восприятие фильмов Диснея тоже иное. Я не раз отмечал, что «Пробуждение Силы» - это посредственный римейк «Новой надежды», при этом функции Хана, Люка и Леи в разных сочетаниях перемешаны в сюжетных линиях новых персонажей – По Дамернона, Финна и Рей. Но если в «Новой надежде» повстанцы побеждают, то в «Пробуждении Силы» мы видим только отсрочку поражения, которое в следующем фильме становится почти полным. Перевес имперцев и без базы «Старкиллер» и флагманского корабля «Господство» остаётся подавляющим. У повстанцев то и дело происходит нарушение воинских приказов. У имперцев – просто подчинение более сильному и дальновидному, да и то любой подчинённый желает гибели своего непосредственного начальника, чтобы занять его место. А иногда и сам устроит такое (Кайло Рен убивает Сноука и провозглашает себя главой Первого Ордена). Сюда же относятся и мотивы предательства генерала Хакса: «Мне всё равно, кто победит, лишь бы Кайло Рен сгинул».

Но главная беда – в том, что этот фильм внушает наивное понимание истории в результате её переписывания. Ведь сами создатели нового «канона» объясняют ряд событием выходом из состава Новой Республики уже не торговых и банковских, а крупных промышленных планет. Базу «Старкиллер» и корабль «Господство» так просто не построишь (при этом в новеллизации восьмого эпизода генерал Хакс допускает создание до ста баз «Старкиллер»). При этом продвигается и модные сейчас «Нью Эйдж» (в фильме присутствует Церковь Силы, то есть Сила превращается в «древнюю религию», как её называл Хан Соло), и теория заговора. И эта роль отводится «культу ситхов» (не следует смешивать с Орденом ситхов», приверженцы культа были нечувствительны к Силе). Они как-то быстро смогли расставить своих людей везде и сразу, да так, что им удалось построить целый флот звёздных разрушителей каждый с огневой мощью «Звезды Смерти». И это тоже связывают при объяснении с поставками из крупных корпораций миров, вышедших из состава Республики.

При этом финал подан наивно: все миры отправляют свои боевые корабли и разбивают наголову флот имперцев. Рей побеждает в личном поединке второго клона Палпатина, и, как подаётся зрителю, в другой галактике наконец-то наступает мир.

Я не верю, что в другой Галактике и в другое время будет мир. Сущностные причины не устранены, столкновение интересов не разрешено, техногенные миры остались при своих ресурсах. И казино в Канто-Байт – тоже.

Продвигается идея сословности, чуть ли не кастовости. Казино в «Последних джедаях» показано во всём величии современной элиты. А ведь в «Мести ситхов» подобную элиту в бункере рубит лазерным мечом всего лишь один персонаж, самого низкого происхождения и поднявшийся по статусной лестнице.

Интересный факт: «гоблинский» перевод «скрытой угрозы» называет Сидиуса «Бен Ладеном». И здесь приведу другую цитату, тоже социологического плана, она относится к 2011 году:

 

Из этого же психологического ряда реакция простых американцев на весть об убийстве бен Ладена. Америка ликовала так, будто она убила не одного больного мужика, а уничтожила всё мировое зло. Причина эйфории понятна: операция, проведённая американскими «силовиками», позволяет миллионам американцев преодолеть синдром унижения от атаки террористов 11 сентября 2001 года.

 

А именно таким Палпатин представлен в последнем фильме. Он существовал, а не жил.

Я только могу строить догадки про машиностроение Куата-Энтраллы – что его ждёт. Это не Крупп, скорее, Бэзил Захарофф. И насколько Первый Орден контролировал его, если были поставки и вне него? В восьмом эпизоде взломщик признаётся, что они продают оружие всем сторонам – и Первому Ордену, и Сопротивлению. Почему, например, они не вздумают продавать оружие каким-нибудь внегалактическим врагам, например, не вошедшим в новый «канон» южань-вонгам?

То есть полностью остались сущностные причины войн!

Конечно, сторонники показной нравственности сделали вид, что не замечают этого. Они ограничились умеренной критикой фильмов с точки зрения «традиционной культуры».

В частности, они спекулируют, противопоставляя семейные ценности, общности интересов, хотя ранее сами критиковали «атомизацию» общества?

Такая критика, кстати, дала мне представление о том, что «семья» и «родственные отношения» – синонимы, между которыми пропасть.

Непонятны симпатии подростков и молодёжи к Кайло Рену, с его постоянными истериками. Для меня это подача многого в несъедобном виде. Если бы это был не Кайло Рен, а Дарт Кейдус, то – другое дело. (формальная сторона сюжетной линии нового персонажа действительно основана на линии Джейсена Соло из серии «Наследие Силы», датированной 2005-2008 годами, я даже допускаю, что близнецы Джейсен и Джейна – это своеобразное «переиздание» Люка и Леи). Разница в выходе не превышает десяти лет, и это подтверждает стремительность переписывания истории

Наконец появляются и такие «положительные» персонажи, как Синджир Рат-Велус, чья гомосексуальность не скрывается. Первое его появление – сразу в изданиях 2015 года, но «раевские» умалчивают об этом.

Всё это – штрихи, но подтверждающие вредность диснеевского «канона» и искажение истории вымышленного мира. И это переписывание – отработка технологий для возможного переписывания истории и рельного мира, где и без того многое в этом направлении сделано и продолжает создаваться конвейерным способом.

Почему и важно обратиться к идее «Народного Самиздата» для возрождения старых традиций фантастики.

Категория: Новые авторские | Добавил: ilunga (03.07.2020)
Просмотров: 274 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0