Место и роль обучения истории в нравственном воспитании учащихся

 

Глава II. Основные направления нравственного воспитания учащихся в процессе обучения истории

 

2.1.Воспитание у школьников уважения к труду

 

Вызывая у своих учеников уважение к созидательному труду людей, учитель истории участвует в трудовом воспитании строителей нравственного общества. Уважение и восхищение вызывает у учащихся творческий труд народных масс в древности и средневековье, превративших пустыни, степи и болота в поля и сады, создавших грандиозные сооружения, обеспечивших дальнейшее развитие техники и культуры усилиями многих поколений. В памяти школьников запечатлеваются образы тружеников и творцов, строителей каналов и городов, дворцов и соборов, их глубоко волнуют образы бессмертных титанов Возрождения.

Курсы истории древнего мира и средних веков показывают, что первоначальные основы современной культуры, которой пользуется человечество в наши дни, были созданы творческим трудом многих народов.

Уже на первых уроках по истории древнего мира учитель обращает внимание школьников на то, что многие великие изобретения и открытия человечества сделаны в глубокой древности. Школьники знакомятся с началом изготовления орудий труда и овладением огнем, изобретением топора, плота, лодки, лука и стрел, постройкой жилищ, началом земледелия, скотоводства, ткачества.

При этом учитель ставит перед собой задачу - раскрыть роль труда в формировании человека, в выделении его из мира животных, в дальнейшем развитии первобытного общества и человеческого сознания. Решению этой воспитательной задачи помогают вопросы и задания: в чем было главное отличие древнейших людей от животных? Какие орудия труда были у древнейших людей? О каких новых орудиях мы узнали? Подумайте, какие действия и в какой последовательности должен был произвести древнейший человек, чтобы изготовить ручное рубило.

При выполнении подобных заданий школьники не только учатся постигать связи между трудом и накоплением знаний, трудовых навыков, совершенствованием орудий труда, появлением новых занятий человека, но и начинают лучше осознавать тяжесть и длительность первых трудовых процессов, понимать великую роль труда в развитии человеческого мышления и науки .

Действенным воспитательным приемом при изучении истории древнего Междуречья является сопоставление его территории до заселения ее людьми и после того, как трудом народных масс был преобразован облик долины Евфрата и Тигра. Рассказ учителя о преобразовании природы Междуречья можно проиллюстрировать схематическим рисунком, показывающим процесс строительства плотин и осушения болот.

Дальнейшей конкретизации и обобщению знаний школьников, их самостоятельному выводу о преобразующей роли человеческого труда помогают вопросы такого типа: Почему долина Ганга стала пригодной для жизни человека? Каким образом китайский народ преодолел многие трудности, создаваемые природными условиями страны? Большое впечатление на чувства учащихся производит рассказ учителя о постройке египетских пирамид, сопоставление их размеров с величиной современных построек и техники строительства в древности и в наше время, а также сообщение о строительстве Великой Китайской стены.

Курс истории средних веков содержит большие возможности для того, чтобы показать роль основного трудящегося класса - феодально-зависимых крестьян - в развитии производства. При сопоставлении положения рабов и крепостных крестьян учащиеся понимают, почему крестьяне были больше, чем рабы, заинтересованы в результатах своего труда. При характеристике значительных сдвигов в хозяйстве, происшедших к началу второго периода средних веков, мы еще раз подчеркиваем преимущества труда экономически заинтересованных, хотя по большей части еще лично зависимых, крестьян перед подневольным трудом рабов. На убедительных примерах жизни средневекового города мы раскрываем созидательную и решающую роль труда в прогрессивном развитии производства и общества в целом.

При характеристике жизни и труда цеховых ремесленников в средние века мы располагаем богатыми возможностями для воспитания у детей уважения и честного отношения к труду. Так, учитель обращает внимание школьников на приведенные в учебнике и в книге для чтения те статьи цеховых уставов, которые требовали от ремесленников производить товары исключительно высокого качества, например: «Все сукна должны быть целиком из шерсти и так же хороши в начале, как и в середине»; «Если мастер станет ворсить сукно, а два мастера обнаружат, что оно было плохо промыто, то виновный вносит штраф...». Полезно сообщить детям, что слово «шедевр», в наше время ставшее нарицательным обозначением высококачественного произведения искусства, возникло в средние века и означало искусное образцовое ремесленное изделие, изготовленное подмастерьем, претендующим на звание мастера. В это изделие вкладывалось все умение, чтобы придирчивые цеховые старшины не могли найти в нем ни одного изъяна .

Большую роль в трудовом воспитании школьников играет ознакомление их с техническими достижениями третьего периода средневековья. Во многих школах с этой целью успешно используются изготовленные самими учащимися макеты и действующие модели ткацкого и токарного станка, домны, водяной мельницы, верхнебойного колеса, действующего при откачке воды из шахт. У учащихся воспитывается уважение к труду и на беспримерном образце трудолюбия нидерландских крестьян и ремесленников, отвоевывавших у моря прибрежные земли, построивших плотины и превративших свою маленькую страну в самую цветущую, богатую и передовую в Европе XVI в.

 

2.2.Воспитание чувства человеческого достоинства, патриотизма и интернационализма в обучении истории

 

Воспитание чувства человеческого достоинства при обучении истории производится на примерах борьбы рабов и бедноты древнего мира и крепостных крестьян средних веков против господствующих классов. Освещая на конкретном материале беспощадные формы эксплуатации в рабовладельческом и феодальном обществах, учитель воспитывает у детей ненависть к любой форме угнетения человека человеком и к эксплуататорам, возбуждает горячее сочувствие к классовой борьбе угнетенных, к мужеству и героизму вождей народных масс. Большую помощь учителю оказывает в этом опора на исторические документы, приводимые в учебниках, а также использование произведений художественной и научно-популярной литературы в сочетании с изобразительными наглядными пособиями.

Характеризуя бедственное положение египетских и римских рабов, учитель использует, помимо содержания известных учебных картин, отрывки из произведений художественной литературы («Уарда» Эберса, «Спартак» Джованьоли, «Умирающий гладиатор» М. Ю. Лермонтова и др.), включая их в свой рассказ для усиления эмоционального воздействия описываемых явлений и их конкретизации, находит материал для образной характеристики исторических личностей. Повествуя о Спартаке, учитель может познакомить своих учеников с портретной характеристикой вождя восставших рабов, созданной Джованьоли в его романе, и перескажет оттуда один-два ярких боевых эпизода, рисующих Спартака как бесстрашного и талантливого руководителя угнетенных в их непримиримой борьбе против угнетателей - рабовладельцев. Описывая бесправное положение феодально-зависимых крестьян в средние века, учитель может прочитать в классе яркий и выразительный отрывок из книги Марка Твена «Янки при дворе короля Артура», из главы, иронически названной «Свободные люди!» (в советский период здесь было принято обращать внимание на то, что в данном примере даже у Хэнка Моргана - человека, родившегося и выросшего в эксплуататорском обществе, феодальные порядки вызывают отвращение) .

Разоблачая разбойничью сущность колониального грабежа и эксплуатации негров-рабов колонизаторами, учитель может обратится к приведенным в художественно-исторической хрестоматии отрывкам из романа Ал. Алтаева и Арт. Феличе «Власть и золото» и поэмы Г. Гейне «Бимини». Они эмоционально воздействуют на детей, надолго врезаясь в их память. События нидерландской буржуазной революции, героическая борьба партизан-гезов против владычества испанских феодалов образно раскрываются путем включения в рассказ учителя эпизодов из «Легенды об Уленшпигеле» Шарля де Костера. Вместе с тем анализ содержания учебной картины «Осада Лейдена» в сочетании с чтением документального отрывка из письма героических защитников этого города позволяет школьникам правильно ответить на вопросы: какие качества проявили защитники Лейдена в обороне и освобождении города и как вы оцениваете эти качества? Объясните причины стойкого сопротивления лейденцев; против кого и за что они сражались? Все эти приемы работы помогут учащимся увидеть в отдельном эпизоде революции ее антифеодальный и национально-освободительный характер.

Патриотические чувства учащихся V- VI классов воспитываются на ярких примерах защиты отечества, свободы и независимости народными массами в их борьбе с иноземными захватчиками. Одновременно мы воспитываем у детей ненависть к предателям родины и к предательству интересов своего народа, в частности представителями господствующих классов. Показывая школьникам образцы патриотизма народных масс и их вождей в истории освободительных войн, мы вводим понятие о справедливых и несправедливых войнах.

Для того чтобы школьники справились с этой задачей, учитель отбирает наиболее яркие факты и использует приемы их эмоционального раскрытия. В рассказе учителя обычно сочетается живое описание массового героизма греков в Марафонском и Саламинском сражениях с раскрытием более частных эпизодов, показывающих героические подвиги во имя спасения родины от захватчиков. Учителя подробно и эмоционально излагают героический эпизод защиты маленьким отрядом спартанцев во главе с царем Леонидом Фермопильского прохода.

Содержащиеся в курсах истории древности и средневековья яркие примеры гражданского мужества и патриотизма представителей народных масс - борцов за социальную справедливость, участников народных восстаний и справедливых войн, оказывая глубокое эмоциональное воздействие на детей, раскрывают в то же время важную марксистскую идею, что лишь трудящиеся массы были подлинными патриотами своей страны, непримиримыми к врагам своего народа. Эту мысль учитель раскрывает при характеристике завершающего этапа Столетней войны, когда для французов она превратилась в народную, освободительную войну. Патриотический подвиг Жанны д'Арк рассматривается нами как подвиг трудового народа Франции, пославшего сотни своих героических сыновей и дочерей на борьбу с захватчиками. Поддержка простых людей, их вера в правоту своего дела дали неграмотной крестьянской девушке силу стойко сражаться с врагами, уверенно и убежденно держаться перед судом инквизиции и безбоязненно взойти на костер во имя освобождения своей родины. На этом же примере следует показать, что представители господствующего класса Франции предавали интересы своей родины. Они предоставили англичанам возможность расправиться с нормандскими крестьянами - участниками партизанского движения, а затем и с Жанной д'Арк, популярной среди простых людей, видевших в ней своего вождя. Феодалы боялись повторения Жакерии и того, что Жанна превратится в нового Жака, ибо сегодня вооруженные крестьяне угрожали англичанам, а завтра они могли выступить против французской знати, которая, пользуясь войной, разоряла и грабила их селения. Очень важно довести до сознания детей мысль, что имя Жанны д'Арк стало для объединявшегося французского народа символом борьбы за общую, единую родину против власти английских захватчиков и собственных феодалов-изменников, таких, как герцог Бургундский. Героический образ девушки-патриотки воодушевлял французских рабочих, крестьян, интеллигентов во вторую мировую войну на борьбу с оккупантами. Многие партизанские отряды Сопротивления носили имя Жанны д'Арк, этим именем подписывались антифашистские листовки.

Патриотические чувства школьников воспитываются также на примерах героической борьбы против иноземных захватчиков: азербайджанского народа под предводительством Бабека; египетского правителя Саладина, возглавившего борьбу против завоевателей-крестоносцев; чешских гуситов под предводительством Яна Жижки; бесстрашных нидерландских партизан-гезов.

С патриотическим воспитанием тесно связано воспитание интернационализма, в частности понимания школьниками общности интересов всех трудящихся, которые борются за свободу и независимость родины, за социальную справедливость. Оба эти аспекта воспитания зачастую осуществляются на одном и том же историческом материале. Так, при изучении темы «Гуситские войны» учитель рассказывает о том, что идеи таборитов о всеобщем равенстве и братстве трудовых людей нашли отклик за пределами Чехии: немецкие крестьяне примыкали к восставшим; почти столетие спустя Томас Мюнцер считал себя учеником Гуса и вел переписку с чешскими последователями таборитов, стремясь установить с ними союз для совместной борьбы с угнетателями.

В курсе истории средних веков раскрываются интернациональный характер идей гуманизма и антиклерикализма. Можно показать, как он проявился в сходстве взглядов Мюнцера, Мора и Кампанеллы, видевших в частной собственности и социальном неравенстве источник бедствий народа и мечтавших об идеальном общественном устройстве.

Учитель в равной мере стремится вызвать у детей сочувствие к справедливой классовой борьбе эксплуатируемых и обездоленных людей, принадлежавших к разным народам древности и средневековья. Борцы за освобождение трудящихся - римский раб-фракиец Спартак, китайский крестьянин Хуан Чао, немецкий революционер Томас Мюнцер, замечательные патриоты - эллин Леонид, француженка Жанна д'Арк, чехи Ян Гус и Ян Жижка, легендарный фламандец Уленшпигель и гезы, творцы и мученики науки - итальянцы Джордано Бруно и Галилей, поляк Николай Коперник занимают прочное место в сердцах детей независимо от того, к какому народу они принадлежали. Характеры любимых героев вызывают у детей стремление быть на них похожими и тем самым оказывают влияние на формирование личности школьников.

 

2.3.Эстетическое воспитание на искусстве древности и средневековья

 

Значительное место, отводимое в курсах истории древнего мира и средних веков культуре разных стран и народов, создает широкую возможность для эстетического воспитания учащихся, которое не ограничивается простым ознакомлением с лучшими памятниками искусства древности и средневековья в их воспроизведениях. Многие памятники искусства этого времени позволяют доступно раскрыть отраженную в них идеологию, и в частности, мораль различных общественных классов и социальных групп в разные эпохи, а иногда и показать борьбу идеологий, например церковно-феодальной и буржуазно-гуманистической в эпоху Возрождения. Особенно ясно и наглядно классовая сущность идеологии выступает в средневековом искусстве, широко используемом церковью для пропаганды религиозно-феодального мировоззрения.

Ознакомление учащихся с культурой средних веков позволяет показать роль народного искусства как одного из истоков гуманистической культуры Возрождения. Встреча с выдающимися памятниками искусства народов древности и средневековья дает школьникам первоначальные представления о духовном богатстве прошлого и учит видеть и понимать прекрасное. Благодаря этому у них развивается чуткость и любовь к искусству, вырабатываются критерии оценки художественных произведений .

Методика эстетического воспитания учащихся на образцах искусства древности и средних веков строится с учетом указанных задач и особенностей работы. Для изучения отбираются те произведения, которые наиболее ярко и полно отражают как черты искусства, так и конкретно-историческую действительность страны и эпохи. Эти произведения должны быть сопоставимы с произведениями искусства других стран, с которыми школьники знакомятся в предшествующих или последующих темах курса. Сопоставимыми чертами являются величина изображения отдельных людей, характер поз и движений людей, передача их чувств, объемный или плоскостный характер изображения, передача пространства и перспективы, наконец, использование возможностей цвета и светотени. Все эти признаки раскрываются учащимся не сразу, а по мере накопления знаний об искусстве отдельных стран, где на первое место выступают те или иные из перечисленных признаков.

В качестве важного приема работы выступает сравнение. Оно позволяет сопоставить несколько произведений искусства одной страны друг с другом и таким путем выделить присущие им общие и типичные черты. Уже школьники V класса при анализе и сопоставлении произведений искусства учатся видеть, что они выражали, какие чувства и мысли вызывали у современников. Особенно содержательно в этом отношении сравнение памятников древнеегипетской и древнегреческой архитектуры и скульптуры. При анализе египетских монументальных памятников учитель выявляет, какими изобразительными средствами внушалось простым людям чувство беззащитности перед лицом могущественных богов и фараонов. Дети понимают подавляющее воздействие грандиозных пирамид и храмов, олицетворявших восточную деспотию.

В произведениях греческого искусства подчеркивается их относительная демократичность. Восхищение учащихся вызывает легкость, простота, пластичность и соразмерность форм, с помощью которых выражалась идея физического и нравственного совершенства свободного человека - гражданина полиса.

Иногда различные стороны нравственного воспитания пересекаются между собой. Например, ученикам при изучении Нидерландской буржуазной революции можно продемонстрировать такие картины Питера Брейгеля-отца, как «Две обезьяны» (объяснив, что она как бы символизирует положение нидерландского народа в то время, когда на испанский престол вступил Филипп II) или «Избиение младенцев» (кратко пересказав эту евангельскую легенду, следует обратить внимание на следующую деталь: в центре картины показан конный отряд, наблюдающий за исполнением приказа царя Ирода, причём предводитель этого отряда похож на герцога Альбу, а значит, короля Филиппа художник сравнивает с Иродом; точно также на картине «Несение креста» римские легионеры изображены в красных одеждах испанцев) .

Вызывая у учащихся восхищение шедеврами мирового искусства и творческим подвигом их создателей, мы тем самым учим бережному отношению к культурному наследию прошлого и пробуждаем интерес к искусству, к дальнейшему самостоятельному ознакомлению с ним, к чтению произведений классической литературы минувших эпох.

 

 

Назад * На страницу авторских работ для чтения * Вперёд

 

Телефон +7 (911) 923-22-98

 

E-mail:

 

DenisMCMLXXIV@yandex.ru

 

goodauthors@yandex.ru