Место и роль обучения истории в нравственном воспитании учащихся

 

Введение

 

Данная работа посвящена месту и роли обучения истории в нравственном воспитании учащихся.

Актуальность темы состоит в том, что люди давно заметили, что нравственность личности не может основываться только на ее моральной сознательности, что она становится более прочной, когда соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных способов поведения и деятельности. Поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагогической действительности. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств личности, но и является главной задачей школы и должно быть в центре ее воспитательной деятельности.

Цель работы состоит в определении нравственно-воспитательного значения истории, а задачи работы – в выявлении основных практических направлений нравственного воспитания.

Работа состоит из двух глав. Первая глава рассматривает общие вопросы обучения истории как средства нравственного воспитания, а вторая – отдельные направления нравственного воспитания (на материале курса истории V и VI классов – история древнего мира и средневековья).

Основные источники - две одноимённые работы – «Самостоятельная работа учащихся в классе на уроках истории» (автор одной из них А.И. Александров, другой – Е. И. Бастиани), а также «Основные вопросы учебно-воспитательной работы в V классе (под редакцией Ш. Ганелина).

 

Глава I. Основы нравственного воспитания учащегося

 

(1.1.Содержание нравственного воспитания. Сущность нравственности личности

1.2.Воспитательная направленность обучения истории)

 

Глава II. Основные направления нравственного воспитания учащихся в процессе обучения истории

 

(2.1.Воспитание у школьников уважения к труду

2.2.Воспитание чувства человеческого достоинства, патриотизма и интернационализма в обучении истории

2.3.Эстетическое воспитание на искусстве древности и средневековья)

 

Заключение

 

Основные выводы по работе:

1.Нравственное развитие личности невозможно без формирования ее моральной сознательности, моральной совести и глубокого внутреннего стремления к моральному благородству. Обучение истории, в частности, истории древнего мира и средних веков в V-VI классах, вносит свой существенный вклад и в формирование мировоззренческих знаний, и в воспитание у учащихся нравственной морали: патриотизма и интернационализма, уважения к труду и борьбе народных масс, непримиримости к эксплуатации человека человеком, к классовому, национальному и религиозному гнету, жестокости и несправедливости.

2.Нравственное воспитание должно начинаться с формирования уважения к труду. Вызывая у своих учеников уважение к созидательному труду людей, учитель истории участвует в трудовом воспитании строителей нравственного общества. Далее, важным элементом выступает патриотическое воспитание. Патриотические чувства учащихся VVI классов воспитываются на ярких примерах защиты отечества, свободы и независимости народными массами в их борьбе с иноземными захватчиками. Наконец, эстетическое воспитание учащихся не ограничивается простым ознакомлением с лучшими памятниками искусства древности и средневековья в их воспроизведениях. Встреча с выдающимися памятниками искусства народов древности и средневековья дает школьникам первоначальные представления о духовном богатстве прошлого и учит видеть и понимать прекрасное. Благодаря этому у них развивается чуткость и любовь к искусству, вырабатываются критерии оценки художественных произведений.

 

Список использованной литературы

 

1.Основная литература

 

  1. Ефимкина Р.П. Детская психология. Киев: Библиотека «Самопознание», 2005 – 220 с.

  2. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 2003 – 360 с.

  3. Олпорт Г. Становление: основные положения психологии личности. Киев: Библиотека «Самопознание», 2005 – 432 с.

  4. Психология и педагогика / под ред. А.А. Радугина. М.: «Центр», 2001 – 256 с.

  5. Реан А.А., Розум С.И., Бордовская Н. В. Психология и педагогика СПб.: «ПИТЕР», 2002 – 432 с.

     

    2.Методическая литература по истории древнего мира и средних веков

     

  6. Активизация познавательной деятельности учащихся V классов при обучении истории /под ред. П. В. Горы. М., 1962.

  7. Агибалова Е. В., Донской Г. М. Методические основы учебника истории средних веков. «Преподавание истории в школе». 1969, № 4.

  8. Александров А. И. Самостоятельная работа учащихся при изучении истории. М., 1964.

  9. Методика обучения истории древнего мира и средних веков в V-VI классах /под ред. Ф.П. Коровкина и Н.И.Запорожец М.: Просвещение, 1970 (репринтное издание – 2003) – 400 с.

  10. Основные вопросы учебно-воспитательной работы в. V классе, том II, гл. XIXV, ред. Ганелин И. Ш. и др. М.: 1998.

     

На страницу авторских работ для чтения

 

Телефон +7 (911) 923-22-98

 

E-mail:

 

DenisMCMLXXIV@yandex.ru

 

goodauthors@yandex.ru