Главная » Статьи » Страницы истории

Успокоение сердец (Ар-Рабанди, начало XIII в.)

Рукопись Ар-Рабанди

 

© И. Линдер, кандидат исторических наук.

 

Эпоха шатранджа - одна из ярких страниц многовековой истории шахматной культуры. Это время расцвета шахмат в странах арабского Востока, Иране и Средней Азии, и их первоначального развития в Европе (IX-XV вв.) Сохранились самые разные свидетельства широкого распространения шатранджа на Среднем и Ближнем Востоке. Это археологические находки (сильно отличающиеся от современных шахматные фигуры, изготовлявшиеся в виде миниатюрных цилиндров и конусов); трактаты средневековых мастеров (алия) и полные причудливой фантазии композиции (мансубы); произведения фольклора и художественной литературы, содержащие красивые легенды о происхождении шахмат, эпизоды шахматной жизни и разнообразные аналогии игры с жизнью человека. О шахматах писали автор знаменитой эпопеи «Шах-наме» Фирдоуси и Омар Хайям, Низами и Абу ль Фарадж, Руми и Саади, Навои и многие другие поэты и писатели. Один из среднеазиатских поэтов XII века был столь искусен в игре, что даже именовался Али Шатранджи Самарканди. Среди требований, предъявлявшихся тогда мусульманским обществом к образованному человеку, было и умение играть в шахматы, считавшиеся источником мудрости и высшего духовного наслаждения.

После сказанного понятно, почему персидский поэт начала XIII века Абу Бакр Мухаммад ар-Рабанди, предлагая людям в своем монументальном произведении рецепты «успокоения сердец и знамения радостей», не только не прошел мимо шахмат, но и счел своим долгом привести в отдельной главе подробное объяснение их правил и бытовавших в то время модификаций этой игры. Сегодня эти описания интересны во многих отношениях. Взять хотя бы историческое введение автора. В нем повторяется традиционно фигурировавшая в средневековой персидской литературе, начиная еще с бросанием костей, созданная на этот раз на основе шахмат.

Рассказ об этой малоизвестной модификации любопытен и тем, что под влиянием новых веяний эпохи и культурных взаимовлияний возникла иная легендарная версия - об отправке Хосровом I игры, придуманной Бузургмихром, для разгадки византийскому императору (а не индийскому царю). И, наконец, интересен еще один штрих: если в «Чатранг-намак» нарды просто соперничали по своей сложности с «игрой разума» - шахматами, то в послесловии к рассматриваемой главе делается ясно выраженная отрицательная в сравнении с шахматами оценка нардов (а, следовательно, и «второй игры», где используются кости).

Две другие модификации - круговые и стоклеточные шахматы - известны еще по их описанию арабским историком и путешественником X века Масуди. И хотя ар-Раванди называет их изобретением византийцев, других доказательств, подтверждающих эту версию, не существует. Автор фундаментального исследования истории шахмат Г. Мэррей (A history of chess, Oxford, 1913) отмечал, что, по всей вероятности, эти модификации были созданы мастерами шатранджа.

Большой интерес представляет появление у восточных шахматистов желания ускорить (а порою еще более усложнить) ход шахматной битвы не только созданием та- бий, но и переносом фигур на доски других форм и размеров. И еще один мотив возникает в описанных модификациях - стремление обезопасить короля путем создания особых крепостей, которые могут располагаться даже вне шахматного поля.

Но, как известно, только европейские шахматисты эпохи Возрождения окончательно решили эту проблему, создавая в ходе сражения «крепость» ходом рокировки. Последняя с появлением дальнобойных фигур - ферзя и слона - и возникновением ранней опасности для короля стала первейшей необходимостью.

Ознакомление с правилами средневекового шатранджа и его модификаций на Востоке, краткое описание которых дано ар-Рабанди, служит еще одним подтверждением того, сколь сложным и длительным был путь шахмат от их первоначальных форм и правил к современным.

 

 

Абу Бакр Мухаммад ар-Рабанди

 

© Б. Перлов, старший научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

 

Средневековый Восток дал миру целую плеяду замечательных ученых, мыслителей, поэтов. К их числу по праву можно отнести и Абу Банра Мухаммада ар-Рабанди - историка и поэта. Точные даты его рождения и смерти неизвестны. Жил он в период распада государства Сельджуков, созданного кочевыми племенами тюрок-огузов и получившего название по имени их предводителя Сельджука. Феодальное государство Султанат Великих Сельджуков достигло расцвета в середине XI века и. э., когда им были завоеваны обширные территории Среднего и Ближнего Востока. Постоянные воины, междоусобицы, восстания кочевых племен привели к концу XII вена Султанат к распаду.

Из отрывочных автобиографических сведений можно сделать вывод, что Абу Бакр Мухаммад ар-Рабанди был родом из образованной семьи, жившей в Исфахане и ведущей свое происхождение из небольшого города Раванда. Мальчик рано осиротел, не завершив и начального образования. Учиться дальше он не смог из-за страшного голода, свирепствовавшего в Исфахане. В 1174 году мальчика взял на воспитание его дядя, ученый и преподаватель медресе в г. Хамадане. Под его руководством Абу Банр Мухаммад ар-Рабанди в течение десяти лет изучал Коран, арабскую и персидсную литературу, юриспруденцию. Особого мастерства достиг талантливый юноша в наллиграфии: он в совершенстве освоил 70 почерков, позолотное и переплетное дело, что позволило ему получить место при дворе сельджукского султана Тогрула (1175-1194 гг.), а затем стать учителем сыновей эмира Сайиида Фахр ад-Дииа Ала-Даула Арабшаха в Хамадане.

Вторжение хореэмшаха Мухаммеда в Персидский Иран (1194 г.), бесчинства завоевателей вынудили ар-Рабанди вести уединенный образ жизни. В этот период, вероятно, он собирал материал для своего сочинения «Успокоение сердец и знамение радостей», которое завершил в 1204-1205 гг. и посвятил пришедшему к власти в Конии Абу-л-Фатху Кеи-Хосрову ибн Кылыч Арслану - одному из малоазиатских Сельджуков. В своем труде ар-Рабанди изложил историю Сельджуков от периода их появления иа исторической арене и до 1199 года.

Написанное простым и в то же время изящным языком историографическое сочинение ар-Рабанди напоминает скорее сборник литературных произведений. Чисто исторические сведения дополняются кораническими теистами, стихами - арабскими и персидскими (иногда написанными самим ар-Рабанди), пословицами, поговорками.

Особый интерес представляет одна из дополнительных глав, посвященная искусству шахматной игры, где ар-Рабанди обнаруживает еще один свой талант - шахматиста.

 

Успокоение сердец

 

Предлагаемый вниманию читателя текст представляет собой перевод главы «Объяснение игры в шахматы» - из сочинения «Успокоение сердец и знамение радостей» (Рахат ас-су дур ва айат ас-сурур) Абу Бакра Мухаммада ар-Раванди (начало XIII в.). Перевод научных сотрудников института Востоковедения Академии наук Азербайджанской ССР А. Г. Гадшизаде И М. Д. Кязимова (1986); примечания М. Д. Кязнмова н Л. М. Марголиса.

 

«Чатранг-намэ» («Книга о чатранге», ок. VII-VIII вв.), легенда об отправке шахмат из Индии иранскому правителю Хосрову I Ануширвану (VI в.) для разгадки их сущности. Как известно, правила игры тогда еще отличались от нынешних. В этом читатель убедится, прочтя приводимое ниже описание «Игры первой, придуманной индийскими мудрецами». Это и есть правила средневекового шатранджа. Обращает на себя внимание, что расстановка фигур соответствовала нынешней, а ходы некоторых из них были иными. Так, ферзь был самой слабой фигурой, ибо ходил только по диагонали на одно поле, слон мог передвигаться лишь на третье поле и, подобно коню, перепрыгивал через фигуру. Не было рокировки. Все это делало игру весьма медленной. Для ее ускорения придумали ряд табий - положений после 10-15-го ходов, с которых начинали борьбу.

Представляет интерес и описание «Игры второй». Оно приводится как игра, придуманная ближайшим советником Хосрова Бузургмихром, ставшим в иранских сказаниях воплощением мудрости и изобретательности. Согласно легенде, именно он разгадал правила индийских шахмат. В рукописи ар-Раванди вместо нардов, фигурировавших в «Чатранг-намак» как изобретение мудрого Бузургхмихра, появляется новая азартная игра

Шахматы создали индийские мудрецы и отправили их Ануширвану Справедливому Бузургмихр познал их (правила) и прибавил к ним еще одну игру. Ануширван отправил их византийскому цезарю. Византийские мудрецы дали волю мыслям и увеличили их еще на две игры. Мы вкратце перескажем правила каждой из четырех (игр), чтобы можно было играть, и чтобы падишах вселенной, султан рода человеческого Гийас ад-Дин Абу -ал-Фатх Кейхосров ибн Кылыч Арслан - да сделает Аллах вечным его царство! - мог в уединении забавляться ими.

 

 

Игра первая, придуманная индийскими мудрецами

 

Разграфили (доску) размером 8х8. (получилось) 64 клетки, приготовили 8 фигур и 8 пешек (пийаде) двух цветов и расставили их с двух сторон. Короля (шах) и ферзя (фарзин), (являющегося) визирем, поместили в центре, справа и слева от них расположились слоны (фил), а рядом со слонами поставили коней (фарас), по углам расположили ладьи (рох). Перед (фигурами) выстроили ряд пешек. Таким образом соперники с двух сторон в готовности к сражению.

Фигуры передвигаются так: ладьи, стоящие по углам, ходят прямо и бьют все, что на их пути. Кони переходят через две клетки: (на клетку) перед ладейной пешкой или на место (королевской или ферзевой) пешки. Так они пускаются вскачь и бьют. Слоны передвигаются по кривой (по диагонали), проходят одну клетку и останавливаются на другой, бьют то, что смогут. Ферзь (может) направляться в углы и наносить удары по диагонали со всех четырех углов. Король передвигается на одну клетку во все стороны и бьет. Пешки ходят прямо и могут бить по диагонали, как ферзь. Король не может ходить на клетку, находящуюся под ударом какой-либо фигуры.

Если на него нападает ладья (или другая фигура соперника), возникает необходимость вступления в игру короля. Если для короля шахмат не окажется клетки, например, все они будут захвачены или на свободных клетках будут находиться фигуры соперника, то тогда объявляется мат, хотя и сохраняются все фигуры или другие могут играть. Соперник может объявить шах всеми фигурами, которые стоят перед королем. Если между королем и ладьей расположена фигура и если соперник передвигает ее, чтобы объявить шах, то (по правилу) ира6 он имеет два хода7.

Часто происходит так, что шах объявляется конем и конь (в то же время) нападает на ладью. Король вынужден уходить, и тогда берется ладья. Такое положение называют вилкой (шахрох). Если любая фигура, с помощью которой хотят объявить шах, стоит перед фигурой (соперника) (то есть объявляя шах, она одновременно угрожает фигуре соперника), то она может безвозмездно брать ее. Каждая пешка, которая достигает конечной клетки (на чужом) поле, становится ферзем.

 

Игра вторая, которую придумал Бузургмихр

 

Разграфили прямоугольную (доску) шириной 4, длиной 16, состоящую из тех же 64 клеток и тех же 16 фигур; цвет и передвижения фигур такие же. Однако расположение сторон изменилось: ладьи в углах; король и ферзь между ними; два коня перед королем и ферзем, а два слона перед конями; перед слонами в два ряда выстроены пешки. Ходят и бьют в соответствии с правилами предыдущих шахмат.

Если захотят на этом прямоугольнике сыграть (с помощью) зар, то первая игра такова: сначала по большинству выпавших очков при бросании зар определяют кому (ходить первым). (Затем опять) бросают зары и ходят в соответствии с выпавшим числом. Если зары показывают шесть (шеш), то начинать игру должен король, если пять (пандж),- то ферзь, четыре (чахар) - слон, три (се) - конь, два (до) - ладья, один (йек) - пешка. Если выпадет шесть, то король обязан играть. Если королю некуда ходить, то мат не объявляется. Подобие этого можно видеть в нардах при положении шешдар8. Та фигура, которая (не может) пойти (на какую-либо) клетку, не играет. И даже если все фигуры соперника находятся под ударом, их нельзя брать, пока не покажут зары. К примеру, если пешка может взять ладью соперника, она не сделает этого, пока не выпадет на зарах один. И так же каждая пешка, которая достигает 16 клетки, становится ферзем.

 

Игра византийских мудрецов

 

Смастерили (доску) в виде круга (разделенного на кольца). Первое кольцо (круг) сделали крепостью, чтобы в случае возникновения для короля опасности он мог пройти в нее и обезопасить себя от соперника. (Затем) он (может) выбраться и действовать. Над крепостью провели еще четыре кольца и разделили на восемь частей, получились те же 64 клетки.

Фигуры расставлены с двух сторон, король и ферзь стоят сзади, перед ними слоны; ладьи расположены за крепостью перед конями. Пешки с обеих сторон помещены по 4 - справа и слева. При такой расстановке центр и фланги более изящны. Ходы и удары (производятся) в соответствии с предыдущими правилами и каждая пешка, которая по своей вертикали достигнет последней клетки (на половине) соперника, превращается в ферзя. Например, как только королевская пешка достигнет клетки (на которой стояла), королевская пешка соперника становится ферзем. Это (относится) и к другим пешкам. Все четыре слона противостоят друг другу и могут бить друг друга. Если король находится в крепости, то он не может бить, так же, как и не могут его бить (фигуры).

 

Вторая игра, которую придумали византийцы

 

Прибавили 8 фигур к прежнему количеству 4 льва (асад) и 4 пешки. Некоторые львов заменяют на верблюдов. (Доску) смастерили (размером) 10х10, чтобы было 100 клеток. В углах вне (этих) 100 клеток расположены 4 крепости. Расстановка фигур в соответствии с предыдущими правилами, передвижение и удары такие же. Львы устанавливаются в углах. Ходы и удары львов подобны (действиям) слонов. Разница в том, что слон проходит одну клетку и размещается на второй, а лев проходит 2 клетки и останавливается на третьей. Слоны (могут) встречаться друг с другом, а львы не только встречаются, но и бьют друг друга. Четыре крепости по углам (нужны) для укрытия короля в случае возникновения опасности. Если (король укрылся) и против крепости встанет король соперника, то это не страшно. Если перед крепостью (для атаки) встанет другая фигура соперника, то и она не сможет ударить его. Пока король в безопасности, ни он не может никого ударить, ни его не могут побеспокоить, потому что эти крепости находятся вне поля (игры). В этих двух играх, которые создали византийцы, много мудрости. Кольцевое расположение шахмат - это арена очень глубокого. Если подумать над ней, то проясняется (замысел) в расположении центра, правого и левого флангов.

Смысл клеток-крепостей заключается в том, что короли нуждаются в неприступных местах, особенно в то время, когда соперник приближается. (Король) находится (в крепости) до тех пор, пока положение не изменится, и затем вновь выходит. До налаживания дел, король не должен передвигаться так, как ему захочется. Если падишах находится на своем месте, то и войско стоит на своем. Как говорится, стих: «Тысячи куропаток не обладают сердцем одного ястреба». Правителям (королям) времени необходима осторожность как для своей пользы, так и для пользы подданных. Прочность (положения) правителя - это прочность мира и населяющих его (людей). Мудрецы прошлого - да освятит Аллах их души! - говорили, что «(место) правителя в центре, а войска и подданных - вокруг». Если центр находится на (своем) месте, то и окружность останется на своем. Жители Византии, придумавшие эти крепости, сделали это для того, чтобы правитель помнил об осторожности. Древние шахматы создал мудрец по имени Сасбех ибн Бахир ал Хинди. История это длинная. Цель состоит в познании смысла, созданной мудрости (то есть шахмат). Хотя в игре заключено много другой пользы и бесконечная выгода, основная задача - (способы) ведения сражения. Пешки потому выдвинуты вперед, что, если король расположится посередине, войско (становится) стойким; ферзь находится рядом - так подобает визирю; слоны помещены здесь же для их поддержки; кони рядом со слонами, чтобы воины могли пуститься вскачь и вступить в сражение; ладьи находятся с флангов, для прокладывания широкого (пути) воинам. Пешки ходят по одной клетке, чтобы не удаляться от всадников, а король пере двигается по одной клетке потому, что ему нельзя вступать в бой и удаляться далеко. Ферзь сильнее короля потому, что король действует по его указаниям (так же), как правитель действует по совету визиря. Слоны передвигаются через одну клетку, так как обладают крепостью: стоят вдали и охраняют фигуры. Кони передвигаются по две клетки для того, чтобы всадники успели в любое место. Пешка потому становится ферзем, что, если она в бою проявила такую отвагу и разум, что смогла приблизиться к войску (соперника), защитить себя, миновать всех и не быть уничтоженной, то она заслуживает визирата. Тот, кто играет в шахматы, должен поставить перед собой цель сделать мат королю (соперника), он должен стараться каждую игру сыграть лучше, видеть ее, не упускать из виду все клетки и изучать передвижения (фигур).

Игра в шахматы предназначена для мудрецов, обладателей ума и быстро соображающих.

Надо стараться играть хорошо, для играющих плохо другого объяснения, кроме слабости, нет. Разум, власть, царство, величие заключены (в пути), избранном Хосровом Парвизом. Он никогда не играл в нарды, а предпочитал шахматы. У него спросили, почему он не играет в нарды, (и он) ответил: «Весь мир со своими просьбами обращается ко мне, почему же я должен просить у поганых костяшек?». Шахматы играются силой разума, и (они) признак царственности.

 

Примечания

 

1. Имеется в виду сасанидский правитель Хосров Ануширван (531-579).

2. Бузургмихр был визирем Хосрова Ануширвана.

3. Гийас ад-Дин Абу-л-Фатх Кейхосров ибн Кылыч Арслан (1192-1196 и 1204-1210), правитель Конийского султаната.

4. Конь. как в современных шахматах, ходит буквой «Г».

5. То есть действует по полям обоих цветов.

6. В персидской традиции ира определяется как шахматная фигура, расположенная между королем и ладьей для защиты, однако в арабской традиции ира обычно обозначает вертикаль (горизонталь), которая контролируется ладьей и на которой шах объявляется за счет взятия фигуры с этой вертикали (горизонтали), находящейся между ладьей и королем.

7. Выражение «имеет два хода» означает вскрытый или двойной шах.

8. Шешдар - положение при игре в нарды, при котором шесть клеток у одного игрока занято шашками, закрывающими движение шашкам противника.

9. Разъяснения Раванди правил игры в «круглые» шахматы недостаточны. Особенно неясно, при каких случаях король может попасть в крепость и как ходят пешки: прямо или по кругу.

10. То есть если слоны начнут двигаться с одного конца диагонали на другой, то не смогут ударить друг друга, поскольку ходят и бьют через одну клетку, в то время как львы, проходя две клетки, смогут это сделать.

11. Хосров Парвиз (590-628) - правитель из династии сасанидов.

Категория: Страницы истории | Добавил: ilunga (22.12.2018)
Просмотров: 331 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0