Главная » Статьи » Новые авторские |
© Денис Паничкин
В процессе обучения истории используется разнообразные материальные средства обучения. Важнейшим из них является учебник. В отличие от других средств обучения он содержит систему знаний по определенному курсу, определяет объем, глубину и логику раскрытия материала. Содержание курса истории учебник раскрывает главным образом словом. Другими компонентами учебника являются таблицы, документы, иллюстрации, задания, вопросы. Учебник основное средство, предназначенное для сообщения, осмысления, систематизации и закрепления исторических знаний. В процессе обучения истории учебнику отводится чрезвычайно важное место. Определяя функции учебника на уроке истории, следует исходить из двух основных положений. Во - перовых, учебник является для школьников одним из главных источников исторических знаний, подаваемых в определенной системе. В связи с этим перед учителем стоит задача научить школьников пользоваться этим источником знаний. Во - вторых, учебник является частью системы средств обучения по предмету. В этой системе именно учебнику отводится роль стержня, объединяющего его элементы (книги для чтения, хрестоматии, средства наглядности, тексты, фрагменты исторических документов, иллюстрации и др.). в этом комплексе пособии и средств обучения учебник «выступает и как средство передачи учащимися информации, и как средство, организующее использование теле - и радиопередач, словарей и справочников в процессе обучения в школе и дома». Каждый школьный учебник истории в отдельности раскрывает вопросы, предусмотренные программой применительно к определенному курсу (история отечество, история древнего мира, средних веков и т.д.). В настоящее время с учетом перестройки школьного исторического образования создаются новые учебники. Совершенствуются их методический аппарат, оформление, вводятся цветные изображения, в них появляются новые иллюстрации, тексты документов, вопросы и задания. Работа школьников с новым учебником начинается со знакомство с книгой на вводном занятии в начале нового курса. Основным источником исторических знаний в учебнике является его текст. При работе с текстом учебника учитель должен прежде всего изучить структуру и содержание каждого параграфа. Речь идет не только о вполне очевидной необходимости соотнести объяснение учителя на уроке с содержанием учебника (не отрываясь от него полностью, но и не пересказывая)1, но, если нужно, дополнить его материал, привлекаем другие источники информации. Организация самостоятельной работы учащихся с текстом учебника не должна рассматриваться изолировано от остальных этапов их работы на уроке. Чтобы текст изученный школьниками на уроке, достаточно прочно усваивался, необходимо определить задачи учащихся. Конечно, в разных классах требования к результатам самостоятельной работы с текстом учебника различны. Если для пятиклассника достаточно уметь пересказать прочитанный текст, ответить на простейшие вопросы, то более старшим школьникам на основе прочитанного не редко требуется формулировать довольно сложные выводы и оценки. Так, например, в соответствии с новой программой число умений учащихся, приобретаемых в седьмом классе, включено умение составлять по тексту учебника сложный план, обосновывать свои выводы фактами, извлеченными из учебника и других источников (рассказа учителя, наглядные пособия), кратко излагать материал двух - трех параграфов, давать на основе учебника и документов характеристику отдельных исторических деятелей, явлений. Некоторые из этих умений - например, давать характеристику исторических явлений и деятелей - развиваются в седьмом классе. В седьмом классе у школьников формируется также умение самостоятельно изучать параграф учебника, ориентируясь на поставленные вопросы. Задание по тексту, который избран учителем для самостоятельной работы учащихся (как правило, небольшой части параграфа), может быть поставлено и в ходе объяснения нового материала, и при повторении пройденного, и при закреплении только что объясненного учителем вопроса. Следует различать два типа задания по тексту учебника: с одной стороны, вопросы, требующие конкретного ответа (например, найти в тексте учебника определение термина, понятия, вывод, подводящий итог рассказу учителя или опросу), с другой - задания, направленные на тщательное изучение определенного отрывка, «фонарика», т.е. на самостоятельное знакомство с одним из аспектов изучаемой проблемой. Учащиеся не только слушают учителя или своих товарищей, но и раскрывают учебник на заданной странице, ищут в тексте ответ на поставленный вопрос. Это удобно при повторении пройденного материала. Необходимо подчеркнуть, что работа с текстом учебника на уроке сохраняет свою важность на протяжении всего изучения истории в школе, в плоть до старших классов. Ученикам надо предоставлять возможность и при опросе пользоваться текстом учебника, держать учебник на столе открытым. Школьнику недостаточно усвоить материал дома, но если он в ходе урока еще раз заглянет в учебник, сумеет ответить на поставленный учителем вопрос, требующий определенных умственных операций, понимания материала, а не простого воспроизведения имен, дать фактов и формулировок, значит, цель наша в конечном итоге достигнута, значит, школьник научился ориентировать в тексте книги, извлекать из него необходимую информацию и оперировать ею в процессе познания исторической действительности. Текст учебника является для школьников основным, но, разумеется, не единственным источником исторических знаний. Большое значение в ходе изучении истории имеет также работа с внетекстовыми элементами учебника. Особое внимание следует обратить на самостоятельную работу учащихся с историческими документами учебника. На основе этих документов школьники могут сами описать исторические события, явления, дать ему оценку, т.е. применить на практике свои знания и умения. Работая с документом, школьники учатся выделять в нем главное, наиболее существенное, выявлять факты, подтверждающие определенные выводы, оценки. Тем самым у них формируется приемы научного познания. Существуют различные приемы использования отрывков документов с целью стимулировать самостоятельную работу учащихся. В ходе объяснения дается задание прочитать фрагмент документа в учебнике. Затем школьники анализируют прочитанный отрывок. Сделанные выводы, выявленные факты служат отправной точкой для последующего рассказа. Документ может быть с успехом использован для закрепления нового материала в конце урока. Изучение документа, помещенного в конце параграфа, нередко позволяет учащимся применить на практике только что полученные знания. Так, например, в седьмом классе после рассказа о позиции в Германии в годы реформации М. Лютера и Т. Мюнцера можно предложить школьникам выполнить задание по приведенным учебнике отрывкам и сочинений этих авторов и определить, какие высказывания принадлежат Лютеру, а какие Мюнцеру. Преимущество документов учебника по сравнению с их публикациями в хрестоматиях, различных книгах, состоит в том, что учебник имеется на парте каждого школьника и следовательно, включенные в него фрагменты исторических источников могут быть использованы всеми и при подготовке домашних заданий. Особое место в работе с учебником занимает его иллюстрации - наиболее массовое и доступное каждому учителю средство наглядности. Значительное часть иллюстрации учебника имеет документальный характер, т.е. непосредственно отражает изучаемую эпоху. Но не меньшую ценность представляет помещенные в учебнике репродукции произведений живописи, а также иллюстрации, специально созданные в дидактических целях. Эти изображения позволяют раскрыть типические исторические ситуации, конкретно представить взаимоотношения представителей разных классов - примером могут служить хотя бы иллюстрации «Германский поселок», «Военный вождь с дружиной», «сдача оброка феодалу» в учебнике по истории средних веков. Иллюстрации учебника для школьника прежде всего своеобразное «окно» в прошлое, важнейший источник конкретно исторических представлений. Реконструкция явлений прошлого, внешнего облика людей, жилища, орудий труда, одежды, быта людей, живших в древности, возможна лишь на основе конкретных зрительных образов, и никакой самый красноречивый учитель не заменяет тут иллюстрации учебника или репродукции. Уже в пятом классе и позже работа с иллюстрациями учебника способствует формированию у школьников умения воспринимать и анализировать изображения исторического события, извлекать историческую информацию из разнообразных изображений. Изучение иллюстраций учебника позволяет определить, в какие моменты урока целесообразно обратить внимание учащихся на отдельные изображения, какого рода работу предусмотреть с ними. Практика показывает, что не следует стремиться использовать на уроке все имеющиеся учебники иллюстрации. Следует отобрать из них наиболее важные для объяснения нового материала, отдавая предпочтения изображениям, пригодным для самостоятельной работы учащихся. Нередко иллюстрация дополняет текст учебника важными сведениями, интересными фактами, но эта информация требует комментария учителя. Привлечение на уроке имеющихся в учебнике условно - графических изображений, исторических карт, схем, диаграмм, позволяет локализовать исторические явления, продемонстрировать их размах и объем, выразить определенные тенденции в их развитии, передать их суть. В ряде случаев уже задания учебника предусматривают обращения к карте, схеме, диаграмме, но и сам учитель, привлекая их на уроке, должен продумать место этих иллюстраций в объяснении, формы работы учащихся с ними. Условно - графические изображения не редко дают возможность четче и нагляднее изобразить явление или событие, рассматриваемое на уроке, подвести итог объяснению, поэтому такие иллюстрации особенно целесообразно использовать для закрепления пройденного материала. В старших классах роль иллюстрации, основанных на образной наглядности (фотографии, репродукции и т.п.), несколько снижается. Они вряд ли могут сколько-нибудь успешно конкурировать с широко доступными школьникам средствами массовой информации, создающими действительно живое и полнокровное представление о современной эпохе. Одновременно еще более повышается роль условно - графических изображений (особенно диаграмм, графиков), помогающих школьникам осмыслить не только учебный материал, но и явление реальной жизни. Роль вопросов и заданий учебниках не ограничивается организацией работы с текстом и внетекстовыми компонентами учебника. В некоторых случаях и в самих задания привлекаются дополнительные сведения, необходимые для их выполнения. Появление в новых учебниках вопросов такого типа, содержащих материал для ответа, т.е. являющихся и дополнительными источниками исторических знаний, свидетельствует об определенных изменений в системе заданий учебника, больше самостоятельности вопросов по отношению к тексту. Вопросы и задания учебника призваны сыграть важную роль в процессе интеграции учебника с другими средствами обучения и массовой информации. Не редко вопросы и задания учебника способствуют также реализации предусмотренных программой межкурсовых и межпредметных связей. Учебник и его отдельные элементы должны использоваться в комплексе с другими средствами обучения, и лишь такое комплексное использование позволяет добиться высокой эффективности учебного процесса. Можно назвать довольно много вариантов сочетания работы учащихся с текстом учебника и показа экранных или печатных демонстрационных пособий. Демонстрация наглядного пособия может предшествовать чтению параграфа, раскрывающего изображенное в пособие события явление. Осуществленная после самостоятельной работы учащихся с текстом демонстрации пособия призвана закрепить знания, почерпнутые из учебника. Вполне возможно и целесообразно организовать в классе и работу, в ходе которой помещенные в учебнике фрагменты исторических документов сочетаются с другими средствами обучения. Одно из наиболее интересных на наш взгляд является проблема сочетания иллюстрации учебника с другими средствами наглядности. Важно подчеркнуть, что использование на уроке демонстрационных пособий, начиная с настенных картин и кончая кинофильмами, отнюдь не снижает роли иллюстрации учебника в учебном процессе. При работе с печатным наглядным пособием можно предложить школьникам сравнить изображение иллюстрациями в учебнике. Это целесообразно, например, при изучении орудий труда, произведений искусства. В тех случаях, когда изображение на демонстрационном пособии отличается от иллюстрации учебнике, возникает проблемная ситуация. Школьники сравнивают изображения, выявляют в них сходство и различия. В некоторых случаях демонстрируемое изображение и иллюстрация будут совпадать. При этом можно организовать работу следующим образом. Учитель демонстрирует картину или таблицу, указывает детали изображения, а учащиеся разглядывают их на репродукции или фотографии в учебнике. Такая форма работы целесообразным не только потому, что позволяет школьникам на задних рядах не напрягать зрение, пытаясь разглядеть изображение на картине или таблице, но и потому, что создает возможность самостоятельного обращения школьника дома или на следующих уроках к изображению, уже разобранному вместе с учителем и классом. А это позволяет закрепить полученные знания, делать их более прочными. Работа с учебником принадлежит к числу наиболее важных направлений деятельности учителя на уроке. Это положение сохранится и в обозримом будущем. Роль учебника должна повыситься. Это связано и с совершенствованием и самих учебников по истории, их структуры, содержание, оформления и с разработкой новых средств обучения. Комплексное использование средств обучения, в частности учебника сочетание с другими источниками исторических знаний, позволит повысит качество обучения.
Литература.
| |
Просмотров: 350 | |
Всего комментариев: 0 | |