Главная » Статьи » Новые авторские

Как взрослые использовали детей для переписывания истории

© Денис Паничкин

 

Хрестоматийный пример ученицы пятого класса, которой не нравится теория Дарвина, для меня представляется если не спланированной акцией, то сознательным использованием удобного случая взрослыми людьми с целью переформатировать школьную программу. Как и менее известные «детские» нападки на второй закон термодинамики.

И если такое происходит в точных или естественных науках, то что же говорить о гуманитарных? Истории достаётся больше всего. Косвенной подсказкой мне стала очередная насмешка из разряда «противостояния Сноука и Люка». Насмешка над ссылкой на план ГОЭЛРО, который считается началом плановой экономики как эпохи. По крайней мере два раза – в 2005 и 2008 годах я сталкивался с незнанием об этом со стороны студентов, так что о школьниках говорить.

А ведь именно такие насмешки и привели в своё время к усилению невежества. Вот что я нашёл в Интернете (правда, на страницах других своих идеологических противников – русских националистов, поэтому даю с сокращениями):

 

Итак, что имеем. 80-е годы ХХ века. Советские люди, в отличие от жителей капиталистических стран, имеют в активе: бесплатное жильё, предоставляемое государством, бесплатное образование, медицину, доступные цены на товары, мощную армию, отсутствие безработицы, санаторно-курортное обслуживание, социальные гарантии.

Что в пассиве: дефицит на некоторые товары, сложности с поездками за границу, отсутствие должной справедливости в распределении благ между разными слоями общества, бюрократия, алкоголизм, воровство на рабочих местах.

Задача, которую ставили тогдашние «управленцы» (неважно, под внешним давлением или из своих шкурных интересов): заставить людей отказаться от социальных достижений.

Концепция: подсветить негативные моменты, путём частого упоминания ввести в культуру общества мнение, что всё кругом плохо. Высмеять социальные достижения, принизив их значимость. Внедрить мысль, что за границей всё лучше - и товары, и жизнь.

Ожидаемый итог: люди должны легко отказаться от завоеваний социализма, поскольку через юмор понижена их значимость.

Что делаем: выпускаем на телеэкран множество юмористов, которые, делая свою работу, помогут нам достичь своих целей. Пускаем в оборот анекдоты, приколы.

Поколение старше 35 может вспомнить, что на закате СССР и особенно с началом перестройки увеличилось количество юмористических передач, «возродился» КВН, в печати появилось множество изданий «жёлтой прессы», которые кишели приколами и анекдотами. Юмор сделал своё дело. Задача по развалу страны была выполнена. Пока народ хохотал над шутками сатириков, в стране проводилось управление вразрез с интересами большинства.

 

Именно к тем годам относится то, что я буду цитировать. В журнале для школьников «Костёр» был раздел «Барабан», для переписки с читателями, как бы «газета в журнале» (материалы на этих страницах размещались в альбомном, а не книжном, как в «основной» части журнала, формате).

Например, февральский выпуск 1989 года был уделён читателям из Армении (по свежим следам землетрясения в Спитаке конца 1988 года). Я запомнил одно из писем, где предлагалось «пересмотреть учебник истории СССР», потому что там в основном идёт по истории исключительно русского народа.

Только через 10 лет я узнал о хороших учебниках, правда, вузовских, где история всех народов СССР представлена как единая. Такие издавались в СССР в конце 1940-х – начале 1950-х годов. Тот же подход я принял при работе над «Единым учебником истории».

В январском выпуске 1990 года в другом опубликованном письме я прочитал, что в период первых пятилеток великим было только горе народа. Это – при том, что в «перестроечной» школе уже появились новые учебники с включением антисталинских глав, но даже в них было то, что трудовой подвиг советского народа был настоящим, искренним, и что это было на фоне «Великой депрессии» в капиталистическом мире. Поэтому в чём-то следствием тех же процессов следует признать письмо из февральского выпуска 1991 года, где высказывание В.И. Ленина, что надо «учиться у капиталистов» доведено до крайности.

А в майском выпуска 1991 года один из читателей предлагает … «совсем отменить экономику». Видно, он не читал книгу В. Стороженко «Семь раз отмерь», где в предисловии ко второму изданию (1979) есть такое:

 

Когда Макса Планка спросили, почему он оставил профессию экономиста, Планк ответил: «Она слишком трудна» ... Мир, созданный трудом человека и окружающий нас,- вездесущая экономика. Попробуйте вычесть этот мир из земного шара - останется суровая, враждебная людям природа, дикость, полуголодная пещерная жизнь ... Мне бы хотелось, чтобы вы из «стихийных» читателей превратились в сознательных почитателей одной из величайших наук.

 

Я допускаю, что эти письма были написаны детьми под диктовку взрослых, или даже сочинены самими работниками редколлегии. Чтобы подать ситуацию так, что, дескать, «даже дети…»

А за пределами журнала «Костёр» можно было найти и более неприятное, и тоже с использованием детей. Например, ученик спрашивает учительницу истории: «Вам по учебнику отвечать, или как на самом деле было?» Именно из-за этого анекдота я позже стушевался при вопросе о гибели Чапаева. Я скажу, что он погиб, переплывая реку Урал, а вдруг выяснится в духе «сенсаций» тех лет, что в какой-то пьяной драке? Или задачи Г. Остера «с противоположной идеологической направленностью»? Первое знакомство с некоторыми из них (осенью 1991 года в журнале «Огонёк») вызвало у меня расстройство.

Мне это не нравилось. Я считал правильным то, что нравится мне. То, что мне не нравится, когда делают, как я не хочу, я воспринимаю как ненормальность.

И из-за этого в те годы я постоянно ругался с родителями. По сути, они были обыватели.

Что же включало в себя сформированное «мировоззрение» перестроечного обывателя:

  • Восприятие всего иного, чем официальное, как «правды». В действительности большинство этих «разоблачений», были искажениями истории, в них выдавалось якобы «что делала партия», представляемая как преступная организация. Были попытки представить, как «мучеников», «жертв режима» отдельных преступников, даже совершивших без необходимости государственную измену.
  • Убеждение «Не лезь в политику – дольше проживёшь». Отпугивание порядочных людей от сферы управления до степени массовости. Традиционные реплики: «Выйди на площадь», «ты можешь что-то изменить?»
  • Пропаганду превосходства западного образа жизни. Во время просмотра фильма «Джек Восьмёркин – американец» (к которому была переиздана и повесть) мои «законные представители» стали утверждать, что лучше бы Джек остался в Америке. Я резонно возразил, что тогда бы автору пришлось написать: «И вот наступило 29 октября» (год действия - 1929, и крупный биржевой крах в названный день считается началом самого значительного из кризисов – «Великой депрессии»).
  • Презрение городских к сельским и презрение к рабочим.
  • Массовое поглощение кампаний про дедовщину, рекламу различного «волшебства» (астрология, экстрасенсорика и пр.), антисоветские анекдоты, юмористические передачи и пр. Мои «законные представители» мне внушали, что это правда, а я называл это грязью.

Конечно, их физическое присутствие и психический террор приводили к тому, что уступать приходилось мне. Количество подложных фактов тоже выглядело убедительным. Но мне не хотелось даже под их напором соглашаться, что всё «как бы вдруг» оказалось плохо.

О чём я действительно сожалею – что Горбачёв в перестройку не додумался о ювенальной юстиции. Смею сказать, тогда бы моя жизнь могла быть счастливее. Тем более – в основе ювенальной юстиции – хороший юридический подход: возмещающее неравенство, презумпция виновности сильной стороны, и это я приветствую. Вот только на практике он обставлен плохо, возможно, чтобы дискредитировать сам этот подход.

Увы, в этих процессах по перевиранию истории я тоже участвовал, хотя не писал таких писем в журналы для школьников. Но иной раз ради того, чтобы заслужить разовое одобрение родителей, приходилось им потакать в оценке своей страны – и в истории, и в современности.

И поэтому работа над «Единым учебником истории» для меня ещё и исправление тех ошибок. Хотя – может, надо не исправлять сделанное, а завершать начатое.

Категория: Новые авторские | Добавил: ilunga (25.09.2020)
Просмотров: 238 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0