Главная » Статьи » Новые авторские |
© Денис Паничкин
Хрестоматийный пример ученицы пятого класса, которой не нравится теория Дарвина, для меня представляется если не спланированной акцией, то сознательным использованием удобного случая взрослыми людьми с целью переформатировать школьную программу. Как и менее известные «детские» нападки на второй закон термодинамики. И если такое происходит в точных или естественных науках, то что же говорить о гуманитарных? Истории достаётся больше всего. Косвенной подсказкой мне стала очередная насмешка из разряда «противостояния Сноука и Люка». Насмешка над ссылкой на план ГОЭЛРО, который считается началом плановой экономики как эпохи. По крайней мере два раза – в 2005 и 2008 годах я сталкивался с незнанием об этом со стороны студентов, так что о школьниках говорить. А ведь именно такие насмешки и привели в своё время к усилению невежества. Вот что я нашёл в Интернете (правда, на страницах других своих идеологических противников – русских националистов, поэтому даю с сокращениями):
Итак, что имеем. 80-е годы ХХ века. Советские люди, в отличие от жителей капиталистических стран, имеют в активе: бесплатное жильё, предоставляемое государством, бесплатное образование, медицину, доступные цены на товары, мощную армию, отсутствие безработицы, санаторно-курортное обслуживание, социальные гарантии. Что в пассиве: дефицит на некоторые товары, сложности с поездками за границу, отсутствие должной справедливости в распределении благ между разными слоями общества, бюрократия, алкоголизм, воровство на рабочих местах. Задача, которую ставили тогдашние «управленцы» (неважно, под внешним давлением или из своих шкурных интересов): заставить людей отказаться от социальных достижений. Концепция: подсветить негативные моменты, путём частого упоминания ввести в культуру общества мнение, что всё кругом плохо. Высмеять социальные достижения, принизив их значимость. Внедрить мысль, что за границей всё лучше - и товары, и жизнь. Ожидаемый итог: люди должны легко отказаться от завоеваний социализма, поскольку через юмор понижена их значимость. Что делаем: выпускаем на телеэкран множество юмористов, которые, делая свою работу, помогут нам достичь своих целей. Пускаем в оборот анекдоты, приколы. Поколение старше 35 может вспомнить, что на закате СССР и особенно с началом перестройки увеличилось количество юмористических передач, «возродился» КВН, в печати появилось множество изданий «жёлтой прессы», которые кишели приколами и анекдотами. Юмор сделал своё дело. Задача по развалу страны была выполнена. Пока народ хохотал над шутками сатириков, в стране проводилось управление вразрез с интересами большинства.
Именно к тем годам относится то, что я буду цитировать. В журнале для школьников «Костёр» был раздел «Барабан», для переписки с читателями, как бы «газета в журнале» (материалы на этих страницах размещались в альбомном, а не книжном, как в «основной» части журнала, формате). Например, февральский выпуск 1989 года был уделён читателям из Армении (по свежим следам землетрясения в Спитаке конца 1988 года). Я запомнил одно из писем, где предлагалось «пересмотреть учебник истории СССР», потому что там в основном идёт по истории исключительно русского народа. Только через 10 лет я узнал о хороших учебниках, правда, вузовских, где история всех народов СССР представлена как единая. Такие издавались в СССР в конце 1940-х – начале 1950-х годов. Тот же подход я принял при работе над «Единым учебником истории». В январском выпуске 1990 года в другом опубликованном письме я прочитал, что в период первых пятилеток великим было только горе народа. Это – при том, что в «перестроечной» школе уже появились новые учебники с включением антисталинских глав, но даже в них было то, что трудовой подвиг советского народа был настоящим, искренним, и что это было на фоне «Великой депрессии» в капиталистическом мире. Поэтому в чём-то следствием тех же процессов следует признать письмо из февральского выпуска 1991 года, где высказывание В.И. Ленина, что надо «учиться у капиталистов» доведено до крайности. А в майском выпуска 1991 года один из читателей предлагает … «совсем отменить экономику». Видно, он не читал книгу В. Стороженко «Семь раз отмерь», где в предисловии ко второму изданию (1979) есть такое:
Когда Макса Планка спросили, почему он оставил профессию экономиста, Планк ответил: «Она слишком трудна» ... Мир, созданный трудом человека и окружающий нас,- вездесущая экономика. Попробуйте вычесть этот мир из земного шара - останется суровая, враждебная людям природа, дикость, полуголодная пещерная жизнь ... Мне бы хотелось, чтобы вы из «стихийных» читателей превратились в сознательных почитателей одной из величайших наук.
Я допускаю, что эти письма были написаны детьми под диктовку взрослых, или даже сочинены самими работниками редколлегии. Чтобы подать ситуацию так, что, дескать, «даже дети…» А за пределами журнала «Костёр» можно было найти и более неприятное, и тоже с использованием детей. Например, ученик спрашивает учительницу истории: «Вам по учебнику отвечать, или как на самом деле было?» Именно из-за этого анекдота я позже стушевался при вопросе о гибели Чапаева. Я скажу, что он погиб, переплывая реку Урал, а вдруг выяснится в духе «сенсаций» тех лет, что в какой-то пьяной драке? Или задачи Г. Остера «с противоположной идеологической направленностью»? Первое знакомство с некоторыми из них (осенью 1991 года в журнале «Огонёк») вызвало у меня расстройство. Мне это не нравилось. Я считал правильным то, что нравится мне. То, что мне не нравится, когда делают, как я не хочу, я воспринимаю как ненормальность. И из-за этого в те годы я постоянно ругался с родителями. По сути, они были обыватели. Что же включало в себя сформированное «мировоззрение» перестроечного обывателя:
Конечно, их физическое присутствие и психический террор приводили к тому, что уступать приходилось мне. Количество подложных фактов тоже выглядело убедительным. Но мне не хотелось даже под их напором соглашаться, что всё «как бы вдруг» оказалось плохо. О чём я действительно сожалею – что Горбачёв в перестройку не додумался о ювенальной юстиции. Смею сказать, тогда бы моя жизнь могла быть счастливее. Тем более – в основе ювенальной юстиции – хороший юридический подход: возмещающее неравенство, презумпция виновности сильной стороны, и это я приветствую. Вот только на практике он обставлен плохо, возможно, чтобы дискредитировать сам этот подход. Увы, в этих процессах по перевиранию истории я тоже участвовал, хотя не писал таких писем в журналы для школьников. Но иной раз ради того, чтобы заслужить разовое одобрение родителей, приходилось им потакать в оценке своей страны – и в истории, и в современности. И поэтому работа над «Единым учебником истории» для меня ещё и исправление тех ошибок. Хотя – может, надо не исправлять сделанное, а завершать начатое. | |
Просмотров: 238 | |
Всего комментариев: 0 | |