Теория общественно-экономических формаций К. Маркса, часть 1

 

Введение

 

В работах Маркса и Энгельса нет формальной дефиниции понятия общественной формации. Однако оно фактически определяется содержанием тех высказываний, всего теоретического контекста, в которых оно используется десятки раз. Анализ содержания соответствующих фрагментов, сопоставление их с параллельными, аналогичными фрагментами других работ, с авторизованными переводами, выяснение того, с чем сопоставляется, соотносится понятие формации в каждом данном контексте, анализ аналогии между общественными и геологическими формациями, рассмотрение всех фрагментов в хронологической последовательности с целью выявления динамики понятия, выяснение того, что терминологически предшествовало появлению нового термина,- все это, вместе взятое, позволяет определить содержание понятия общественной формации у Маркса и Энгельса.

Основными терминами являются «общественная формация» (Gesollschaftsformation) и «общественно-экономическая формация» (okonomische Gesellscliaftsformation). Они встречаются одинаково часто, хотя в I томе «Капитала», особенно тщательно подготовленном Марксом к печати, преобладает второй вариант. В отдельных случаях используются и другие термины: «историческая формация», «исторические фазы общества», «экономическая формация», «экономические формы общества», «формации общественного производства», «общественные формы производства», «экономико-исторический тип общества», «экономические эпохи», «общественно-экономический период». Все эти названия, по сути дела, относятся к одному и тому же объекту, выражая лишь его различные аспекты. Между понятиями «общественная формация» и «общественно-экономическая формация» у Маркса и Энгельса нет четко выраженного различия, хотя и намечается некоторая дифференциация значений (общественно-экономическая формация - совокупность производственных отношений, общественная формация - совокупность всех общественных отношений).

 

1.Понятие общественно-экономической формации в марксизме

 

Первое и основное, главное значение понятия «общественно-экономическая формация» у Маркса - это исторически определенная совокупность производственных отношений, экономическая структура общества, образующая основу общества, скелет его организации. Понятие «общественная формация», как правило, имеет то же значение, и в этом случае данный термин можно рассматривать просто как сокращенный вариант термина «общественно-экономическая формация» («экономическая общественная формация»).

В предисловии к работе Маркса «К критике политической экономии» (январь - февраль 1859 г.), где термин «общественно-экономическая формация» появляется впервые, он употребляется в несколько ином, более широком значении: это экономическая структура общества, не детерминированная исторически. Вот это известное место: «В общих чертах, азиатский, античный, феодальны]) и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить, как прогрессивные эпохи экономической общественной формации». В этом предисловии общественная формация отождествляется с совокупностью производственных отношений, а совокупность производственных отношений - с экономической структурой общества. Поэтому выражение «прогрессивные эпохи экопомической общественной формации» (progressive Epocben der okono- mischen Gesellscliaftsformation) следует понимать как «последовательные ступени развития экопомической структуры общества».

В том же более широком значении (экономическая структура общества вообще) понятие «общественно-экономическая формация» дважды употребляется в экономической рукописи Маркса 1861-1863 гг. «К критике политической экономии». Первое место относится к началу (вероятно, январь - февраль) 1862 г. (по времени это следующий случай употребления данного понятия после Предисловия 1859 г.), второе - относится к июлю 1863 г.15 Таким образом, можно утверждать, что более широкое значение понятия, наблюдаемое в текстах 1859-1863 гг., начиная с 1863 г. вытесняется основным, более узким значением (исторически определенная экономическая структура общества).

Расширение основного значения понятия формации намечается у Маркса и еще в одном направлении: «общественная формация» (в таких случаях употребляется только этот термин) как совокупность общественных отношений,, общество в целом (от его материальной основы до форм общественного сознания). Подобный случай мы имеем в рукописи 1861-1863 гг. (данный фрагмент датируется маем 1862 г.), где Маркс говорит о «свободном духовном производстве данной общественной формации»'6. В подобном же смысле можно, вероятно, интерпретировать и один фрагмент в рукописи «Главы шестой». Впрочем, возможно, что два последних («расширительных») варианта понятия отражают лишь определенную неустойчивость терминологии в первые годы ее становления: все приведенные примеры относятся к периоду до выхода в свет I тома «Капитала» (1867).

Наконец, значительно позднее, в 1881 г., в набросках ответа Маркса на письмо В. Засулич появляется еще одно значение понятия «общественная формация» - расширение основного значения в третьем направлении - деление всей истории общества на три большие формации: доклассовое, классовое и будущее бесклассовое, коммунистическое, общество. В этом случае Маркс употребляет только термин «общественная формация», но не «общественно-экономическая формация».

Общественно-экономическая формация как совокупность производственных отношений - это общество, рассматриваемое с точки зрения его экономической структуры. Но экономическая структура общества - это не просто одна из его структур (хотя в известном смысле можно, например, говорить о политической структуре общества, о его национальной структуре и т. д.), а его главная, определяющая структура. Такое понимание, сведение всех общественных отношений к производственным отношениям как определяющим - величайшее достижение марксистской теории общества.

Исходное значение понятия общественно-экономической формации у Маркса - это исторически определенная совокупность производственных отношений, исторически определенная экономическая структура общества. Такое понимание концепции Маркса подтверждается следующими наблюдениями.

Понятие формация - «общественно-экономическая формация» н даже «общественная формация» - фигурирует всегда, без единого исключения, только в экономическом или по меньшей мере в социально-экономическом контексте. Оно сопоставляется, соотносится с такими однородными, однопорядковыми категориями, как экономика (экономическая организация, экономическая система, экономическая структура общества, экономический строй, экономическая история, экономическое движение общества, ступень экономического развития, экономическая эпоха); производство (способ производства, система производства, форма производства, общественная форма процесса производства, общественный производственный организм, историческая структура общественного процесса производства, историческая ступень, эпоха общественного процесса производства); производственные отношения (общественные производственные отношения, совокупность производственных отношений); общество (форма общества).

В авторизованном французском издании I тома «Капитала» термин «обществепно-экономическая формация» (okonomische Gesellschaftsformation) дважды переводится как «экономическая формация общества» (formation ёсоnomique de la societe). Точпо так же переводится он и в авторизованном Энгельсом английском издании I тома «Капитала» (economic formation of society). Один раз во французском издании он переводится как «экономическая формация общества» (forme economique de la societe).

Появлению нового термина предшествовало у Маркса и Энгельса употребление главным образом термина «форма общества» (а также «состояние общества», «организация общества», «система общества», «структура общества»). Но в диалектической философии понятие формы имеет значение не внешней формы, а внутренней структуры. Отсюда - возможность перехода от понятия «форма общества» к понятию «экономическая форма общества», «экономическая структура общества», «экономическая формация общества».

Само понятие формации Маркс заимствовал из области геологии, и это заимствование оказалось на редкость удачным. Одна из важных особенностей данного понятия заключается в том, что оно выражает одновременно и состояние, и процесс, вернее, определенное состояние (систему) как результат определенного процесса (система как результат процесса ее становления). В этом смысле оно подобно понятию «образование».

Понятие общественно-экономической формации Маркс выработал в процессе исследования экономической основы буржуазного общества - капиталистического способа производства. Поэтому оно и применяется у него почти исключительно к буржуазному обществу. Характеристика, с одной стороны, рабовладельческого и феодального, с другой - коммунистического обществ как экономических формаций каждый раз делается в контексте сравнения их с буржуазным обществом, точнее, при сопоставлении капитализма с добуржуазнымн и с будущей общественной формацией. Первобытное общество Маркс и Энгельс пи разу не назвали общественно-экономической формацией. В упомянутых набросках 1881 г. Маркс называет его первичной, или архаической, общественной формацией.

Все приведенные факты позволяют сделать вывод, что основное первоначальное понятие общественно-экономической формации у Маркса (совокупность производственных отношений, экономическая структура общества) было уже, чем более широкое современное (общество в целом, от его материальной основы до форм общественного сознания), соответствующее марксистской концепции общей структуры общества (производительные силы - производственные и другие общественные отношения - политическая и юридическая надстройка - формы общественного сознания). Такое расширение понятия, как мы видели, наметилось в зародыше уже у Маркса и Энгельса и было связано с дифференциацией понятий общественной формации и общественно-экономической формации. Оба попятил взаимосвязаны, как связаны между собой марксистские представления об экономической и об общей структурах общества, а эта связь определяется ключевым положением производственных отношений в системе всех общественных отношений, в обществе как определенной системе элементов и отношений. Такое понимание общества как системы было выработано Марксом и Энгельсом в процессе создания материалистического понимания истории. Классическая формулировка сущности материалистического понимания истории дана, как известно, в Предисловии Маркса к его книге «К критике политической экономии». Сопоставление ее со всеми другими аналогичными местами в работах Маркса и Энгельса позволяет (в первом приближении, с известной долей упрощения) представить общую структуру общества (или общественной формации в широком смысле) в виде функционального ряда: производительные силы - производственные и другие общественные отношения - политическая надстройка - формы общественного сознания.

 

(читать дальше)

 

***

 

На страницу авторских работ для чтения

 

Телефон +7 (911) 923-22-98

 

E-mail:

 

DenisMCMLXXIV@yandex.ru

 

goodauthors@yandex.ru