Собрание сочинений В.Орлова и Д.Печерникова
 
Классификация заказчиков
 
© В.Ю .Орлов (2006)
 
Что бы понимать, компетентность и накопленный опыт, можно лишь сказать, что автор этих строк сам стоял когда-то у истоков создания «рефератного бизнеса» в России. Это было в далеких 1996-1997 годах. Начинался этот процесс с моей стороны, как попытка заработать на жизнь, как то рационально используя свою и казенную вычислительную технику. Были некоторые эксцессы с авторами самого раскрученного сайта в нашей сфере – www.referat.ru, которые, исказили всеобщее видение интернета как источника всеобщей халявы. Работал я тогда в специализированном компьютерном центре в центре Петербурга, дома имел настроенную ФИДО сеть, и изредка, когда позволяли финансы, бродил по небогатой тогда РУНетовской секции всемирной паутины. Жидкая она тогда была, скажу я Вам. В те годы, только-только начал развиваться ресурс referat.ru и покупка диска с рефератами с этого сайта на рынке, позволяла студентам обычных специальностей сдать не одну сессию. Не у всех на тот момент, были компьютеры, и не все ими могли воспользоваться по назначению. Поэтому, супруга ставила объявления «из рук в руки», а я компоновал, сканировал учебники, писал части и главы, считал и рисовал графики… в общем, создавал свою могучую базу документов, учебников, монографий, и пр. материалов, которые давали возможность сделать многие из заказываемых работ. В 2001-2003 годах на телефон названивали разные новоявленные организаторы, которые создали впоследствии «рефератные гиганты», которые, по сути, не писали самостоятельно, а только находили предложение и спрос. Одних они пытались как можно лучше обслужить (заказчики), другим- непосредственно исполнителям работ – придирались, указывали на недостатки и пр. в сети много описания людей, которые не смогли получить ни рубля за работы, которые они написали под знаменами этих компаний.. В то же время, эти организации постоянно имели приток новых студентов, и качество их работ, и вежливость при общении с заплатившим за работу студентом было уже на втором плане.
Но не это является сутью.  Суть этой статьи лежит в несколько иной области. Хотелось бы сделать некоторую классификацию заказчиков. Из моего, немалого, надо сказать, опыта, выстраивается следующие модели заказчиков:
Первая – заказчик состоявшийся мужчина или женщина, которые получают первое, второе или третье образование. Человек работает, и просто не в состоянии решать те или иные примеры и писать работы, которые от него требуют. Как правило, благодарный, отзывчивый, понятливый человек. если складываются сложные моменты – к примеру, преподаватель начал что то требовать, о чем ни он ни я ранее не слышали, то всё решается вполне адекватно.
Другой архетип заказчика – как правило, девушки после школы. Те, которые на деньги родителей или опекунов, доказывают миру, что они не из простого теста леплены. Платят за работу, получают, сдают… и потом долго-долго чего то требуют, причем, почти всегда, сами не понимают, чего от них хотел руководитель. Иногда морозят вещи, которые категорически не подходят под стандарты научных работ, потому, что не понимают, что им говорит руководитель. Общение с преподавателями поверх голов таких студентов, показывает, что то, что им сказали, и что они передали мне – совершенно разные вещи. Работа с ними сильно затруднена, так как их рыночных подход «я вам заплатила – значит делайте по моим требованиям!!» приводит к тому, что они сдают работу долго и нудно.. Смысла работы уже не имеют, и сдаются исключительно измором.. Причем одна из сторон измора – это ваш покорный слуга, вторая – научный руководитель.
Это противоречит нашим правилам – многолетняя практика общения с преподавателями показывает, что взгляды студентов и преподавателей на работу чаще всего в корне отличаются. Переделки до проверки преподавателем обычно только отнимают время, а преподаватель делает абсолютно иные замечания, чем хочет заказчик, получается работа впустую.
Одним словом – подход как к рабу. Еще раз заострю внимание – работа делается исходя из их неправильного понимания чьих-то слов или намеков.. -для них фраза подружки, высказанная в давке метро, гораздо важнее, чем устоявшиеся догмы высшей школы.
Третий класс заказчиков – относительно молодые парни. Наверное, самый спокойный заказчик. Во многих случаях, отданные работы сдаются с первого захода, и я их не вижу до следующей сессии. Надо понимать, что руководители понимают, что отданное им – это максимум, и оставляют так как есть. Таких заказчиков довольно много.
Что можно извлечь из этой классификации? – заказчики, как и жители нашей планеты, бывают разные.. фобии и комплексы неполноценности, зачастую переносятся на подрядчика дипломных работ и рефератов/курсовых. – Чем несостоятельней в психологическом плане заказчик, тем сложнее сдать ему работу своему руководителю. Самый пик проблем, когда попадается несостоятельный преподаватель и такой же ученик. – Идеальная работа выходит, когда преподавателю говорят в лоб, что писать мне диплом будет вот этот человек – и дают телефон. Такое было раза три, работы писались с первого раза, потом минимальные доделки, и ВСЁ! при этом процессе сам студент – обуза. Общение двух понимающих в вопросах людей, дает минимум ложных направлений, делается именно то, что ожидают от этой работы. 
И самое главное: писать можно любые работы для студентов. Просто одним они идут на пользу, другим – нет. Вины подрядчика в написании работы, – нет.
Если человек приспособлен к жизни, умеет общаться с другими, то тот факт, что не он написал какую то работу, его позиции не ослабит. И наоборот, если человек – клубок комплексов, неразрешенных в самом себе проблем, то пиши эту работу он сам, или напишут ему на заказ – комплексы останутся в нем надолго. тут нужна другая терапия. Кстати, я заметил, что ко мне приходят вот примерно такие девушки, которые жалуются что их постоянно обманывают в разных рефератных компаниях. Возможно, что коллеги просто не выдерживают такого общения с заказчиком.
Последнее. Высшее образование – не знание каких то документов и догм. Догмы регулярно пересматриваются и опровергаются.
Образование – это способность найти ответ на поставленную жизнью задачу быстро и точно. Чем большее получил человек образование, тем более сложные задачи может решать. Наличие корочки – зачастую бюрократический фарс.
 
Вернуться в оглавление